Теория смысла франкла. Проблема смысла в теории виктора франкла. Теория и терапия неврозов

Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании Капустин Сергей Александрович

Глава 6. Экзистенциальный критерий в теории личности В. Франкла

Изложение теории личности В. Франкла мы начнем с рассмотрения его общих представлений о природе человека. Как он считает, природе человека свойственно многообразие разнородных форм бытия, которые сосуществуют в его жизни в неразрывном единстве: «Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется» (Франкл, 1990, с. 48). Это свое представление о человеке В. Франкл разъясняет с помощью одной геометрической аналогии. Единство многообразия форм человеческого бытия можно уподобить целостной объемной геометрической фигуре, которая представлена на чертеже в виде трех ее проекций в трех ортогональных измерениях. Каждая из этих проекций в отдельности, безусловно, характеризует какие-то существенные особенности данной геометрической фигуры, но лишь односторонне, так как форму фигуры нельзя отождествлять с отдельной ее проекцией. Ее форма адекватно и полностью представлена лишь в единстве всех ее множественных проекций.

Как считает В. Франкл, такими основными разнородными формами человеческого бытия, аналогичными трем геометрическим ортогональным измерениям, являются три основных формы: биологическая, социальная и духовная. Каждая из этих форм бытия характеризуется своими специфическими особенностями.

Биологическая форма человеческого бытия характеризует жизнь человека как живого организма. По мнению В. Франкла, эта форма бытия является предметом исследования в основном двух наук: биологии и психологии. Социальная форма бытия человека характеризует его жизнь в обществе и изучается социологией. Как полагает В. Франкл, эти три науки, изучающие жизнь человека в двух ее важных измерениях, несмотря на различия в предмете исследования, имеют определенное сходство: все они изучают человека с естественнонаучной позиции, рассматривая его, по выражению В. Франкла, как существо естественно заданное, чья жизнь полностью обусловлена и предопределена. Так, например, в биологии делаются попытки объяснения поведения человека с помощью его наследственной предрасположенности. В психологии примерами такого рода подходов могут служить, по мнению В. Франкла, теория З. Фрейда, в которой человеческое поведение определяется сексуальными влечениями, и теория А. Адлера, объясняющая поведение человека его характером. Социологи в качестве важнейших детерминант человеческой жизни часто рассматривают различного рода социальные условия.

С точки зрения В. Франкла, эта естественнонаучная позиция, занимаемая исследователями по отношению к человеку, не вполне адекватна, поскольку она является односторонней. Из поля внимания приверженцев естественнонаучного подхода ускользает самое важное измерение человека, самые главные его характеристики, которые составляют его сущность. К этим сущностным характеристикам человека В. Франкл относит духовность, свободу и ответственность: «Духовность, свобода и ответственность – это три экзистенциала человеческого существования. Они не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже они конституируют его в этом качестве. В этом смысле духовность человека – это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное – это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному. Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле: он может и ему постоянно приходится двигаться по земле! Но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет» (Франкл, 1990, с. 93).

Рассмотрим эти сущностные характеристики человека более подробно.

С точки зрения В. Франкла, о наличии у человека особого духовного начала свидетельствуют, прежде всего, феномены так называемого факультативного ноопсихического антагонизма или, иначе говоря, феномены упрямства человеческого духа, состоящие в том, что человек способен противостоять собственной естественной заданности, заняв определенную позицию по отношению к своей жизни и поступая в соответствии с ней, вопреки давлению со стороны социальных обстоятельств, влечений, наследственности и других подобных естественных детерминант его жизни. Разъясняя свое представление о существовании духовного начала в человеке, В. Франкл пишет следующее: «Все человеческое обусловлено. Но собственно человеческим оно становится лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно поднимается над своей собственной обусловленностью, преодолевая ее, „трансцендируя“ ее. Тем самым человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия… Мы все же хотим подчеркнуть тот факт, что человек как духовное существо не только сталкивается с тем, что он противостоит миру (как внешнему, так и внутреннему), но и занимает позицию по отношению к нему. Человек всегда может как-то „относиться“, как-то „вести себя“ по отношению к миру. В каждое мгновение своей жизни человек занимает позицию по отношению как к природному и социальному окружению, к внешней среде, так и к витальному психофизическому внутреннему миру, к внутренней среде. И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем» (Франкл, 1990, с. 111–112).

Феномены упрямства человеческого духа достаточно часто можно наблюдать во всех тех случаях повседневной жизни, когда человек, находясь под сильным влиянием наследственности, влечений, характера, социальных условий, оказывается, тем не менее, способным проводить какую-то свою линию жизни. Ряд примеров, приводимых В. Франклом из своей врачебной практики, демонстрируют совершенно невероятные, с точки зрения психиатрии, возможности человеческого духа. Так, например, В. Франкл описывает случай пациентки, страдающей слуховыми галлюцинациями, которой удавалось преодолевать их влияние на свое поведение.

Как врач-психиатр, В. Франкл полагает, что отношение факультативного ноопсихического антагонизма имеет решающее значение в борьбе человека со своей психической болезнью за выздоровление. По его мнению, психическая болезнь имеет зачастую психофизическую природу, но из этого вовсе не следует, что человек не способен оказать ей сопротивление. Напротив, «чтобы вылечиться, больной должен как-то внутренне отмежеваться от своей болезни, от своего „сумасшествия“» (Франкл, 1990, с. 113). Одну из важнейших задач врача он видит в том, чтобы «способствовать возникновению той полезной дистанции, которая позволяет больному как духовной личности в силу факультативного ноопсихического антагонизма занять позицию по отношению к психофизическому заболеванию, позицию, которая крайне важна в терапевтическом отношении! Ведь эта внутренняя дистанция, занимаемая духовным по отношению к психофизическому, на которой базируется ноопсихический антагонизм, в терапевтическом отношении представляется нам чрезвычайно результативной. Любая психотерапия должна, в конечном счете, строиться на ноопсихическом антагонизме» (Франкл, 1990, с. 113–114).

Человек как духовное существо обладает свободой, что делает его способным к самоопределению. Разъясняя свои представления об этой второй, специфически человеческой, сущностной характеристике, В. Франкл указывает на два аспекта человеческой свободы: негативный и позитивный, которые он обозначает как «„свобода от“ чего-то и „свобода для“ чего-то» (Франкл, 1990, с. 107).

Негативный аспект характеризует человека как относительно независимого от его естественной заданности. Это означает, что жизненный путь человека не определяется полностью биологическими, психологическими и социальными детерминантами, он сам может принимать активное участие в определении собственной жизни. При этом В. Франкл специально подчеркивает, что независимость человека весьма относительна и ее не следует трактовать как всемогущество. Проявление независимости возможно лишь в определенном диапазоне, который предоставляют человеку объективные условия его жизни. В одной из своих работ В. Франкл указывает на эту относительность негативной свободы человека, говоря о том, что «нет смысла противопоставлять „силу духа“ и „силы природы“. Мы уже отмечали, что как разум, так и плоть являются составляющими человека, что и разум, и плоть зависят друг от друга. Ибо человек является гражданином сразу нескольких миров; он находится в состоянии постоянного жизненного напряжения, в биполярном силовом поле. Если бы мы попытались проверить эти силы, натравливая их друг на друга, в итоге мы, вероятно, получили бы ярчайший вид соревнования. Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь» (Франкл, 1990, с. 210).

Позитивный аспект человеческой свободы очень тесно связан, по мнению В. Франкла, с третьей сущностной характеристикой человека – с его ответственностью. В. Франкл дает содержательное описание этой характеристики в виде ответов на им же самим поставленные вопросы: 1) За что человек несет ответственность? 2) Перед чем человек несет ответственность? 3) Перед кем человек несет ответственность?

Отвечая на первый вопрос, В. Франкл указывает, что духовное бытие человека – это всегда осмысленное бытие, и ответственность человека состоит в нахождении им смысла своей жизни как в целом, так и в конкретной жизненной ситуации. Смысл жизни придают ценности, которые человек должен найти для себя сам, и тогда его позитивная свобода заключается в свободе выбора этих ценностей.

То, перед чем человек несет ответственность, – это его совесть, которая очень тесно связана со степенью успешности выполнения человеком его основного морального долга. По мнению В. Франкла, этот долг состоит в том, чтобы быть человеком, что означает быть духовным, свободным и ответственным, т. е. самоопределяющимся в ценностях своей жизни и реализующим их. Как полагает В. Франкл, природа человека так устроена, что его совесть способна указывать на его состоятельность или несостоятельность в отношении выполнения им своего основного морального долга.

Отвечая на вопрос, перед кем человек несет ответственность, В. Франкл, будучи сам верующим, указывает на Бога как на создателя человека. Для человека верующего иначе и не может быть, поскольку если человек создан Богом, по образу и подобию Божьему, то он и ответственен за свое специфически человеческое существование, в конечном счете, перед лицом Бога.

Таким образом, в самом общем виде специфику духовного бытия человека можно определить как всегда осмысленное бытие, являющееся результатом его самоопределения в ценностях собственной жизни, за которое он несет ответственность перед своей совестью и перед своим создателем.

Экзистенциальный критерий различения нормальной и аномальной личности содержится в неявном виде в работах В. Франкла, как и у большинства рассмотренных авторов, в его теоретических представлениях о личности, соответственно не предрасположенной и предрасположенной к возникновению различного рода жизненных проблем и психических расстройств. Нормальность и аномальность (непредрасположенность и предрасположенность к возникновению жизненных проблем и психических расстройств) личности определяются в теории В. Франкла особенностями позиции человека, занимаемой им по отношению к своей жизни.

Позиция аномальной (предрасположенной к возникновению жизненных проблем и психических расстройств) личности обозначается В. Франклом как фаталистическая, так как она ориентирует человека по отношению к себе как к существу естественно заданному, у которого отсутствует специфически человеческое духовное измерение. Человек с такой позицией не рассматривает себя как ответственного за самоопределение в ценностях собственной жизни и, следовательно, как ее активного участника и поэтому позволяет различным природным, психологическим и социальным детерминантам определять свой жизненный путь.

В наиболее ярко выраженной форме фаталистическую позицию можно наблюдать у больных шизофренией. Описывая характерные особенности личности шизофреника, В. Франкл отмечает, что его «личность переживает себя как объект – объект воздействия, исходящего от объектива кино– или фотокамеры, или как объект действия записывающего аппарата, или объект подслушивания кем-то – короче говоря, объект разнообразных интенциональных актов со стороны других людей. Все эти пациенты переживают себя в качестве объектов психической активности других личностей, потому что различные виды задействованной аппаратуры суть только символы, механические расширения психики других лиц или их интенциональных актов видения и слышания… Мы можем свести различные формы переживания чистой объектности к общему закону шизофренического переживания: шизофреник переживает самого себя, как если бы он, субъект, был трансформирован в объект.

Он переживает психические акты, как если бы они были обращены в пассивное состояние. В то время как нормальная личность переживает себя думающим, смотрящим, наблюдающим, влияющим, слушающим, подслушивающим, добивающимся, ищущим и преследующим, фотографирующим или снимающим кинокамерой и т. д., шизофреник переживает все эти акты и интенции, эти психические функции, как если бы они были трансформированы в пассивные состояния: „за ним наблюдают“, „о нем думают“ и т. д. Другими словами, при шизофрении имеет место переживание пассивизации психических функций. Мы рассматриваем это явление как универсальный закон психологии шизофрении» (Франкл, 1997, с. 80–82).

Наиболее распространенным следствием жизни человека в соответствии с фаталистической позицией является, по мнению В. Франкла, возникновение у него особого состояния, называемого им экзистенциальным вакуумом, которое характеризуется переживаниями пустоты собственной жизни, скуки, утраты смысла жизни, потери интереса к ней. В. Франкл считает, что экзистенциальный вакуум это очень широко распространенное явление. Так, например, по данным его опроса, проведенного в Венском медицинском институте, где он преподавал, симптомы этого состояния обнаружились у 40 % австрийских, западногерманских и швейцарских студентов и у 80 % американских.

В. Франкл рассматривает состояние экзистенциального вакуума как общую предпосылку самых разных и довольно широко распространенных расстройств психики и поведения человека.

Так, многие неврозы он склонен рассматривать как возникающие вследствие экзистенциального вакуума, выделяя их в особую группу так называемых ноогенных неврозов, в отличие от неврозов соматогенных и психогенных. Их основным симптомом является ощущение утраты смысла жизни. По его данным, ноогенные неврозы составляют около 20 % от общего числа неврозов.

Как считает В. Франкл, экзистенциальный вакуум является существенной предпосылкой алкоголизма и наркомании, поскольку многие люди начинают употреблять алкоголь и наркотики именно для того, чтобы заглушить хотя бы на время это тягостное состояние. Данные исследований показывают, что у 90 % алкоголиков и у 100 % наркоманов выявляется стойкое ощущение утраты смысла жизни.

Экзистенциальный вакуум часто способствует совершению людьми преступлений и попыткам самоубийств. Ссылаясь на данные одного из исследований, В. Франкл указывает, что в 85 % случаев попыток самоубийств основным мотивом было отсутствие смысла жизни.

Еще одно расстройство, обусловленное состоянием экзистенциального вакуума, известно в медицине как синдром ускоренного психофизического износа человека, который проявляется в ускорении процесса его старения при выходе на пенсию.

Наконец, с экзистенциальным вакуумом В. Франкл связывает возникновение достаточно широко распространенных так называемых воскресных неврозов, основным симптомом которых является то, что в выходные дни люди начинают тяготиться своим свободным временем.

Позиция нормальной (не предрасположенной к возникновению жизненных проблем и психических расстройств) личности ориентирует человека, прежде всего, на его духовное бытие, которое предполагает осознание им своей ответственности за осмысленность собственной жизни. Реализуя в своей жизни самостоятельно найденные смыслы, нормальная личность становится активным участником формирования направленности собственной жизни. Вместе с тем нормальная личность также осознает и свою обусловленность различными биологическими, психологическими и социальными факторами, которые естественным образом, помимо собственной воли человека, задают и предопределяют его жизнь. Поэтому позиция нормальной личности является позицией разумного компромисса между естественно заданным природным и социальным бытием человека и его свободным и ответственным духовным бытием.

В. Франкл в своих работах неоднократно подчеркивает необходимость подобного компромисса в жизни человека. Так, в одной из них он, используя яркие образные сравнения, отмечает: «Судьба человека принадлежит ему подобно тому, как принадлежит ему земля, которая держит его благодаря силе своего притяжения, но без которой человек не мог бы ходить. Мы должны принять нашу судьбу, как мы принимаем землю, на которой стоим, – это площадка, являющаяся как бы трамплином для нашей свободы. Свобода невозможна без положенной человеку судьбы; свобода – это всегда свобода выбора и принятия своей участи, выбора позиции, которую человек занимает, сталкиваясь со своей судьбой. Безусловно, человек свободен, но он не плывет свободно в безвоздушном пространстве. Он всегда окружен множеством ограничений. Однако он как бы отталкивается от этих ограничений для реализации своей свободы.

Свобода предполагает ограничения, основывается на них» (Франкл, 1990, с. 203).

Осмысленная позиция нормальной личности по отношению к своей жизни должна, по мнению В. Франкла, формироваться исключительно самостоятельно, и это особенно подчеркивается им при характеристике основной цели и процесса экзистенциальной психотерапии: «Экзистенциальный анализ, наряду со всеми формами медицинского служения, удовлетворяется и должен удовлетворяться приведением пациента к глубинному переживанию его собственной ответственности. Продолжение лечения дальше этого пункта с тем, что оно вторгается в личную сферу частных решений, должно расцениваться как недопустимое. Врачу непозволительно принимать на себя ответственность пациента; он не должен предвосхищать решения пациента или предлагать ему готовые решения. Его задача – сделать возможным для пациента принятие решений; он должен помочь пациенту развить способность принятия решений» (Франкл, 1997, с. 142).

На основе сравнения теорий личности В. Франкла и Э. Фромма можно сделать вывод о том, что они сходны по двум положениям.

1. В теории В. Франкла одно из важнейших положений – это существование противоречия между различными формами человеческого бытия. Данное противоречие можно сформулировать следующим образом: с одной стороны, человек должен жить в соответствии со своей биологической и социальной природой как существо естественно заданное, подчиняясь различного рода природным, психологическим и общественным влияниям, а с другой стороны, он должен жить в соответствии со своей духовной природой как существо ответственное за самоопределение в смыслах своей жизни. Поскольку это противоречие свойственно самой природе человеческой жизни, его можно рассматривать в терминологии Э. Фромма как экзистенциальную дихотомию и обозначить дихотомией детерминизма и самоопределения.

2. Экзистенциальный критерий различения нормальной и аномальной личности содержится в неявном виде в теоретических представлениях В. Франкла о личности, соответственно не предрасположенной и предрасположенной к возникновению жизненных проблем и психических расстройств, и характеризуется теми же самыми, что и в теории личности Э. Фромма, особенностями содержания и формирования позиции человека, но по отношению к этой более частной экзистенциальной дихотомии.

Позиция нормальной (не предрасположенной к возникновению жизненных проблем и психических расстройств) личности по содержанию ориентирует человека на противоречивую заданность его жизни в виде дихотомии детерминизма и самоопределения. Человек с такой позицией осознает единство многообразия разнородных форм своего бытия и признает необходимость одновременного существования во всех этих формах. В результате позиция нормальной личности является позицией разумного компромисса, в соответствии с которой человек признает себя ответственным за самоопределение в смыслах собственной жизни, но непременно с учетом реальных возможностей, которые диктуют ему биологические и социальные условия его жизни. Позиция нормальной личности вырабатывается при активном участии самого человека на рациональной основе – в процессе познания себя, в первую очередь своего духовного бытия.

Позиция аномальной (предрасположенной к возникновению жизненных проблем и психических расстройств) личности, называемая фаталистической, по содержанию ориентирует человека на одностороннее к себе отношение как к существу естественно заданному, которому следует покорно принимать свою судьбу, при этом отрицая его ответственность за самоопределение в смыслах собственной жизни. Вопрос об особенностях формирования фаталистической позиции аномальной личности В. Франклом прямо не обсуждается. Однако, исходя из содержательной характеристики данной позиции, которая полностью соответствует ее названию, можно, по крайней мере, сделать вывод о том, что она не является результатом самоопределения человека, поскольку в принципе отрицает такую возможность.

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX века стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при

Из книги Общая психология автора Шишкоедов Павел Николаевич

Глава 5. Эго - психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго - процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей

Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей Александрович

Глава 7. Научающе - бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер Все теоретики, чьи точки зрения мы уже рассмотрели, интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Будь

Из книги автора

Глава 8. Социально - когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения,

Из книги автора

Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли То, что люди - думающие существа, является фундаментальным фактом. Действительно, интеллектуальные процессы настолько самоочевидны, что фактически все персонологи сегодня так или иначе признают их

Из книги автора

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими

Из книги автора

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

Из книги автора

Глава 2 Теории развития личности 2.1. Подходы в рамках биогенетических и социогенетических концепцийРазвитие детской психологии в конце XIX – начале XX в. было тесно связано с педологией – наукой о детях, созданной американским психологом Гренвилем Стэнли Холлом

Из книги автора

Глава 6. Самоутверждение личности в процессе взросления: верификация

Из книги автора

Часть I. Экзистенциальный критерий нормальной и аномальной личности в классических направлениях психологии и психотерапии Введение Проблема нормальности и аномальности личности – это одна из важнейших фундаментальных научных проблем психологии, от решения которой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ФРАНКЛА

Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. В своем теоретическом здании Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. "Даже самоубийца верит в смысл -- если не жизни, то смерти", в противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализовать свой замысел.

Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические "ноогенные неврозы", распространившиеся в послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США, хотя некоторые разновидности таких неврозов (например, "невроз безработицы") были описаны еще раньше. Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны.

В какой степени образование поддерживает экзистециальный вакуум и способствует отсутствию напряжения? Образование, которое основывается на гомеостатической теории, руководствуется тем принципом, что к молодежи следует предъявлять как можно меньше требований. Это верно, что молодежь не должна подвергать чрезмерным требованиям. Мы должны, однако, принимать во внимание то обстоятельство, что по крайней мере сегодня, в век общества изобилия, большинство людей страдают не от избытка, а от недостатка требований. Общество потребления--это общество с пониженными требованиями, которое лишает людей напряжения.

Люди, лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы создавать его, и это может принимать либо здоровые, либо нездоровые формы. Что касается здоровых форм, то; функция спорта как раз и видится мне в том, чтобы позволить людям реализовать свою потребность в напряжении, добровольно предъявляя к самим себе требования, которых они лишены нетребовательным обществом. Более того, спорт, как мне кажется, включает в себя некоторую долю аскетизма. Таким образом, нет оснований вместе с немецким социологом Арнольдом Геленом сожалеть о том, что не существует современного светского аналога бытовавшей в средние века добродетели аскетизма.

Что касается нездоровых форм создания напряжения, в частности, молодыми людьми, можно обратиться к тому типу людей, которых называют битниками и хулиганами. Эти люди рискуют своей жизнью так же, как и те, которые увлекаются серфингом и с этой целью уходят из школы и прогуливают занятия, как на западном побережье США. Само собой разумеется, что я имею здесь в виду только тех, кто действительно пристрастился к этим вещам. Люди, пристрастившиеся к ЛСД, принимают его с той же самой целью--получить кайф или встряску В Англии "моды" и "рокеры" враждуют друг с другом; В Осло с вандализмом успешно борются бывшие вандалы. Каждую ночь дюжина добровольцев в возрасте от четырнадцати до восемнадцати охраняют бассейн во Фрогнер-парке и ездят на городских трамваях, чтобы предотвратить порезы сидений. Больше половины из них--это бывшие хулиганы. "Быть на стороне закона,--говорится| в соответствующем отчете,--оказывается для них также захватывающим делом, как и быть против него". Иными словами, они искали возбуждения и напряжения, того напряжения, которого лишило их общество.

Сказанное позволяет сформулировать основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Учение о смысле жизни учит, что смысл "в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и... религиозных убеждений". Однако нахождение смысла--это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни--жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него--не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации. В психологической же структуре личности Франкл выделяет особое, "ноэтическое измерение", в котором локализованы смыслы. Это измерение, как явствует из построенной Франклом чрезвычайно наглядной "димензиональной онтологии" несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека; соответственно, смысловая реальность не поддается объяснению через психологические и тем более биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами.

Первый из двух законов димензиональной онтологии звучит так:

Один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшие по отношению к нему измерения, отображается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу. Например, если стакан, геометрической формой которого является цилиндр, я проецирую из трехмерного пространства на двумерные плоскости, соответствующие его поперечному и продольному сечению, то в одном случае получается круг, а в другом--прямоугольник (см. рис.). Помимо этого несоответствия, проекции противоречивы уже постольку, поскольку в обоих случаях перед нами замкнутые фигуры, тогда как стакан--это открытый сосуд.

Рисунок 1

Второй закон димензиональной онтологии гласит:

Уже не один, а различные предметы, спроецированные из их измерения не в разные, а в одно и то же низшее по отношению к нему измерение, отображаются в своих проекциях так, что проекции оказываются не противоречивыми, но многозначными. Если, например, я проецирую цилиндр, конус и шар из трехмерного пространства на двумерную плоскость, параллельную основаниям цилиндра и конуса, то во всех трех случаях получается круг (рис. 2). Предположим, что перед нами тени, которые отображают цилиндр, конус и шар. Эти тени многозначны поскольку я не могу заключить на основании тени, отбрасывает ли ее цилиндр, конус или шар,--во всех случаях она одна и та же.

Рисунок 2

Как приложить теперь все это к человеку? Человек также, если у него редуцировать специфически человеческое измерение и спроецировать -его на плоскости биологии и психологии, отображается в них так, что эти проекции противоречат друг другу. Ведь проекция в биологическое измерение обнаруживает соматические явления, тогда как проекция в психологическое измерение обнаруживает явления психические. В свете димензиональной онтологии, однако, эта противоречивость не ставит под сомнение единство человека--как и факт несовпадения круга и прямоугольника не противоречит тому, что это две проекции одного и того же цилиндра. Но будем помнить: бессмысленно искать единство человеческого способа бытия, преодолевающее многообразие различных форм бытия, а также разрешение таких противоречий, как антиномия души и тела, в тех плоскостях, на которые мы проецируема человека. Обнаружить его можно лишь в высшем измерении, в измерении специфически человеческих проявлений.

Причем речь не идет о решении нами психофизической проблемы. Возможно, однако, что димензиональная онтология прольет свет на то, почему психофизическая проблема неразрешима. То же самое можно сказать про проблему свободы воли. Ведь точно так же, как открытый сосуд в горизонтальной и вертикальной проекции на плоскость дает нам замкнутые фигуры, так и человек на биологическом уровне отображается как закрытая система физиологических рефлексов, а на психологическом уровне--как закрытая система психологических реакций. Эта проекция вновь содержит противоречие. Ведь сущность человека характеризуется также и тем, что он открыт, что он "открыт миру" (Шелер, Гелен и Портман). Быть человеком--значит выходить за пределы самого себя. Я бы сказал, что сущность человеческого существования заключена в его самотрансценденции. Быть человеком--значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит, или богу, которому он служит. Такая самотрансценденция выходит за рамки всех тех образов человека, которые в духе монадологизма Представляют человека не как существо, выходящее за пределы самого себя, тянущееся к смыслу и ценностям, ориентированное тем самым на мир, а как существо, интересующееся исключительно самим собой, поскольку для него важно лишь сохранение или соответственно восстановление гомеостаза. То, что принцип гомеостаза не является универсальным даже в биологии, не говоря уже психологии, было показано в одном случае фон Берта-Ланфи, а в другом--Гольдштейном, Олпортом и Шарлоттой Бюлер. Монадологизм игнорирует это. Однако в свете димензиональной онтологии закрытость систем физиологических рефлексов и психологических реакций не противоречит сущности человека--не более чем замкнутость проекций цилиндра на плоскость противоречит ее открытости.

Теперь ясно и то, что данные, полученные в плоскости низших измерений, сохраняют свою значимость в пределах этой плоскости. Это в равной степени относится к таким односторонним исследовательским подходам и направлениям, как рефлексология Павлова, бихевиоризм Уотсона, психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера. Фрейд был достаточно гениален, что6ы осознавать привязанность своей теории к определенному измерению. Он писал Людвигу Бинсвангеру: "Я остановился лишь на первом этаже и подвале всего здания". Соблазну редукционизма в форме психологизма, даже, я бы сказал, патологизма Фрейд поддался лишь в тот момент, когда он рискнул на следующее добавление "Я уже нашел в моем невысоком домике место, куда поселить религию, с той поры, когда я натолкнулся на категорию „невроза человечности"". Здесь Фрейд допустил ошибку.

Его слова о "невысоком домике" являются ключевыми. Необходимо, однако, пояснить, что, когда речь идет о низших или соответственно высших измерениях, это предопределяет их субординацию и не содержит в себе оценки. В терминах димензиональной онтологии более высокое измерение означает лишь, что это более объемное измерение, которое включает в себя низшее измерение. Низшее измерение оказывается "снято" в высшем, в том многозначном смысле, который придавал этом слову Гегель. В этом смысле и человек, став человеком остается в чем-то животным и растением. Можно сравнить его с самолетом, который сохраняет способность передвигаться по поверхности земли, подобно автомобилю. Правда, доказать, что он самолет, он может, лишь оторвавшись от земли и поднявшись в воздух. Известен тот неоспоримый факт, что специалист уже по конструкции самолета, который еще не поднимался в воздух, может определить, будет ли этот самолет в состоянии взлететь. Так и с человеком: Портману удалось показать, что человеческое можно проследить вплоть до его анатомических особенностей. Ведь даже плоть человека всегда несет с печаток его духа.

Но наука не только вправе, но и обязана выносить за скобки многомерность реальности, отграничивать реальность, вычленять из всего спектра реальности какую-либо одну волну. Поэтому проекция более чем оправдана. Она необходима. Ученый должен сохранять видимость, будто он имеет дело с одномерной реальностью. Однако он должен при этом знать, что он делает, иначе говоря, должен знать источники возможных ошибок, чтобы миновать их в своем исследовании.

Здесь подошли вплотную к тому, как можно приложить к человеку второй закон димензиональной онтологии. Допустим, я проецирую не просто трехмерное изображение на двумерную плоскость, а такие фигуры, как Федор Достоевский или Бернадетт Субиру,--в плоскость психиатрического рассмотрения. Тогда для меня как психиатра Достоевский--это не более чем эпилептик, подобный любому другому эпилептику, а Бернадетт--не более, чем истеричка со зрительными галлюцинациями. То, чем они являются помимо этого, не отражается в психиатрической плоскости. Ведь и художественные достижения одного, и религиозное обращение другой лежат вне этой плоскости. На психиатрическом же уровне рассмотрения все остается многозначным до тех пор, пока через него не становится видным что-то другое, что стоит за ним или над ним. Так и тень имеет много толкований, пока мне не удастся выяснить, что же ее отбрасывает--цилиндр, конус или шар.

Утверждая уникальность и неповторимость смысла жизни каждого человека, Франкл тем не менее отвергает некоторые из "философий жизни". Так, смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние субъекта. По той же логике человек не может стремиться к счастью, он может искать лишь причины для счастья. Борьба за существование и стремление к продолжению рода также оправданны лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смыслом.

Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать также содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Для этого он вводит представление о ценностях--смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);

во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), и, в третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Понятие ценности отношения вытекает не из моральных или этических предписаний, а из эмпирического и фактического описания того, что происходит в человеке, когда он оценивает собственное поведение или поведение другого. Логотерапия основывается на утверждениях о ценностях как фактах, а не на суждениях о фактах как ценностях. А это факт, что человек с улицы ценит того, кто несет свой крест с "неукротимым мужеством" (как пишет рабби Гролман), больше, чем того, кто просто достигает успеха, даже если это очень большой успех, будь то в денежных делах бизнесмена или в любовных утехах плейбоя.

Принятие страдания при излечимой болезни, например операбельном раке, не содержит никакого смысла. Это своеобразная форма мазохизма, а не героизма. Не столь абстрактный пример может пояснить эту мысль.

Ричард Тротмен, касаясь в своем книжном обозрении немецкой книги "Ноmо Patient" совершенно справедливо говорит о "страдании как о том, что должно быть элиминировано любой ценой". Однако можно предполагать, что, будучи доктором медицины, он знает, что человек иногда сталкивается со страданием, которого невозможно избежать; что человек есть существо, которое рано или поздно должно умереть, должно страдать-- несмотря на все успехи столь почитаемых прогресса и сциентизма. Закрывать глаза на эти экзистенциальные "факты жизни"--значит усиливать эскапизм наших невротических пациентов. Желательно избегать страдания, насколько это возможно. Но как быть с неизбежным страданием? Логотерапия учит, что боли нужно избегать, пока только возможно ее избегать.

Третья группа ценностей относится к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые и относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, очевидно скудное существование--существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания,--все же оставляет человеку последнюю в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы назовем "ценностями отношения"

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие.

Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми. Смысл жизни может, согласно Франклу, придать задним числом одно-единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь -- это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом.

Внутреннее чувство обиды в сочетании с покорностью судьбе приводит к такому же результату, как протест и бунт против судьбы.

Основной пафос и новизна подхода Франкла связаны у него, однако, с третьей группой ценностей, которым он уделяет наибольшее внимание,--ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца--до последнего дыхания.

Один умирающий, о последних событиях жизни которого мы расскажем ниже, последовательно и драматично реализовывал все три категории ценностей. Этот молодой человек лежал в больнице с диагнозом неоперабельной опухоли спинного мозга. Ему уже давно пришлось оставить свою профессию, он был парализован и не мог работать. Таким образом, у него совсем не осталось возможности реализовывать созидательные ценности. Но даже жом тяжелом состоянии ему доступен был мир ценностей переживания. Он проводил время в оживленных разговорах с другими больными--развлекая, подбадривая их. Он читал хорошие книги и в особенности любил слушать по радио хорошую музыку. Однако наступил день, когда он уже не смог переносить натиска звука в наушниках, полностью парализованные руки уже совсем не держали книги. Настал новый этап его жизни; и если (ее от созидательных ценностей он был вынужден перейти к реализации ценностей переживания, теперь он должен был отступить еще дальше--ему оставались доступны лишь ценности отношения. Иначе его поведение не охарактеризуешь--ведь теперь он принял на себя роль советчика, наставника больных, находящихся рядом, изо всех сил старался своим поведением быть для примером. Он мужественно переносил свои страдания. За сутки до смерти--а он предвидел день своей смерти -- он узнал, что дежурному врачу было назначено сделать ему ночью инъекцию морфия. И что же сделал этот больной? Когда врач после обеда обходил больных, молодой человек попросил его сделать этот укол вечером-- чтобы из-за него доктор не прерывал своего ночного отдыха.

Пожалуй, наибольшие практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низок--обращение к ним оправданно, лишь когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны.

Правильной постановкой вопроса, однако, является, согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. "Ставить вопрос в общем виде--все равно что спрашивать у чемпиона мира по шахматам: „Скажите, маэстро, какой ход самый лучший?"". Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является единственным и единственно истинным. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл меняется.

Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Франкл не устает подчеркивать, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить.

Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку

помогает совесть, анализу которой Франкл посвятил свою книгу "Подсознательный бог". Совесть Франкл определяет как смысловой орган, как интуитивную способность отыскивать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации. Совесть помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям, когда эти ценности уже не отвечают быстро изменяющимся ситуациям. Именно так, по Франклу, зарождаются новые ценности. "Уникальный смысл сегодня--это универсальная ценность завтра".

Подобные документы

    Проблема формирования личности. Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Теории развития личности. Основные факторы и стадии формирования личности человека. Социологическое понятие личности.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2012

    Определение понятия личность как социально типической характеристики человека, а также характеристика основных этапов ее формирования в процессе социологии. Анализ влияния основных философских концепций и психологических теорий на социологию личности.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Процесс формирования личности человека. Сущность понятия "личность" в социологии. Иерархическая структура личности. Понятие "формирование личности человека", природные и социальные факторы формирования личности, особенности процесса социализации.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2010

    Тема человека и личности как одна из ключевых тем в социологии. Системные свойства человека. Социальная роль и статус личности. Социализация как процесс освоения личностью правил, господствующих в данном обществе. Социальная типология личности.

    реферат , добавлен 18.04.2016

    Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности: адаптация, самоактуализация и интеграция в группу. Этапы развития личности по Эриксону, взросление.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. Теории развития личности. Основные факторы формирования личности и ее социализации. Взаимодействие личности и социума.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2012

    Понятие личности и особенности ее формирования с точки зрения социологии. Факторы, определяющие социологический тип личности. Структура личности, характеристика ее основных компонентов. Процесс социализации личности. Социологические теории личности.

    реферат , добавлен 20.04.2015

    Изучение сущности личности с точки зрения социологии. Личность, как объект социологического анализа. Обзор теорий социализации: теории Ч. Кули, Д. Мида, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона. Статусно-ролевая концепция личности. Процесс социализации личности.

    реферат , добавлен 13.08.2010

    Личность – граница и безграничность социального. Сущность личности. Этапы воспитания: социализация, образование, самовоспитание. Теория ролей. Самореализация личности. Основные участники процесса социализации личности. Разновидности ролевых конфликтов.

    реферат , добавлен 02.08.2013

    Иерархическая структура личности согласно модели психического аппарата в работе З. Фрейда "Я и Оно". Социальная среда как источник возникновения всех специфических человеческих свойств личности. Роль государства в становлении и развитии личности.

Виктор Франкл

Теория и терапия неврозов

Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ

В книге изложено систематизированное учение о неврозах, охватывающее соматогенные, психогенные и социогенные неврозы, а также ноогенные неврозы, которые возникают вследствие чувства потери смысла жизни. Разработанная автором концепция логотерапии, то есть смыслоориентированной психотерапии, может найти применение в форме парадоксальной интенции при неврозах страха и неврозах навязчивых состояний, а в форме «дерефлексии» - при нарушениях потенции и оргазма. В теоретической и в терапевтической частях книги читатель найдёт множество примеров из клинической практики, а также результаты экспериментальных исследований

Предисловие

Введение. Что такое логотерапия?

Учение о неврозах и психотерапия. Основы учения о неврозах

I. Учение о неврозах как проблема. К вопросу о дефинициях и классификации невротических расстройств

II. Теория неврозов как система

1. Эндогенные психозы. Человек и психоз

Приложение. Психотерапия при эндогенной депрессии

2. Психосоматические заболевания. Критические замечания о психосоматической медицине

Замечания общего характера

Специальная часть

3. Функциональные заболевания. Соматогенные психоневрозы

а) Базедовидные псевдоневрозы

б) Аддисоновидные псевдоневрозы

в) Тетаноидные псевдоневрозы

г) Вегетативный синдром

4. Реактивные неврозы

а) Реакции, характерные для невроза страха

б) Реакции, характерные для невроза навязчивости

в) Реакции, характерные для сексуальных неврозов

5. Ятрогенные неврозы

6. Психогенные неврозы

7. Ноогенные неврозы

8. Коллективные неврозы

Логотерапия и экзистенциальный анализ

а) Логотерапия как специфическая терапия при ноогенных неврозах

б) Логотерапия как неспецифическая терапия

в) Парадоксальная интенция и дерефлексия

I. Парадоксальная интенция

1. Терапевтический метод

2. Примеры из клинической практики

II. Дерефлексия

1. Страх ожидания и навязчивое самонаблюдение

2. Клиника гиперрефлексии и метод дерефлексии

3. Нарушения сна

г) Врачевание души

д) Экзистенциальный анализ как психотерапевтическая антропология

Виктор Е. Франкл - профессор неврологии и психиатрии Венского университета, в прошлом занимал должность профессора в Гарвардском университете, а также в университетах Далласа и Питсбурга. Американский Международный университет в Калифорнии учредил специально для Виктора Франкла должность профессора логотерапии, психотерапевтического направления основанного Франклом, которое также называют «Третьим Венским направлением» (после психоанализа Зигмунда Фрейда и индивидуальной психологии Альфреда Адлера). Франкл является почётным доктором 24 университетов мира.

Франкл - первый психиатр, который, не будучи американцем, был награждён премией Оскара Пфистера (Pfister), названной по имени одного из учеников Фрейда и учреждённой Американским обществом психиатров, а Австрийская академия наук избрала Франкла своим почётным членом.

В течение 25 лет Франкл руководил Венской неврологический клиникой.

30 книг учёного изданы на 22 языках мира, включая русский, японский и китайский. Одна из этих книг («Человек в поисках смысла») разошлась более, чем в пяти миллионах экземпляров (85 изданий). По данным Библиотеки Конгресса (Вашингтон), это - «одна из десяти книг, оказавших наибольшее влияние на американское общество». По-немецки она вышла под названием «...trotzdem Ja zum Leben sagen. Ein Psychlog erlebt das Konzentrarionslager» [«...несмотря ни на что, сказать жизни "да". Психолог выживает в концентрационном лагере».]

О логотерапии Франкла писали впоследствии и другие авторы, всего вышло 119 книг и 138 диссертаций на 15 языках. И это только те сочинения, в названии которых упоминается слово «логотерапия».

Предисловие

Предлагаемая Вашему вниманию книга родилась из лекций, которые я читал в Венском университете в рамках курсов «Учение о неврозах и психотерапия» и «Теория и терапия неврозов». Лекции были дополнены материалами докладов, которые мне приходилось делать в других местах.

Вследствие этого некоторое дублирование и даже повторение неизбежно, но, ввиду дидактической направленности книги, не столь уж нежелательно.

С другой стороны, при сложившихся обстоятельствах неизбежны и некоторые недочёты, ибо через широкую страну души ведёт много дорог. Та, по которой мы идём, не является ни добровольно избранной, ни единственно возможной, ни исключительно необходимой. Но она ведёт как раз туда, откуда можно более-менее по-новому, в той или иной степени продуктивно взглянуть как на проблематику, так и на систематику всей теории и терапии неврозов. Videant collegae.

Любая теория и, соответственно, методика терапии неврозов должны двигаться по лестнице, ведущей в небо, воздвигаемой на данных клинических исследований и уходящей в метаклиническое пространство. На эвристической почве и в дидактических целях нужно делать так, чтобы у этой лестницы св. Якова были различные ответвления. В сущности, не бывает чисто соматогенных, психогенных или ноогенных неврозов, чаще встречаются смешанные случаи, случаи, в которых на передний план теоретического рассмотрения или при психотерапевтическом подходе выдвигается, смотря по обстоятельствам, соматогенный, психогенный или ноогенный компонент. Эта reservatio mentalis должна читаться между строк.

Виктор Е. Франкл

Введение

Что такое логотерапия?

Прежде, чем мы подойдём к тому, чтобы определить, что же такое, в сущности, логотерапия, нужно указать, чем она никак не является. Логотерапия ни в коем случае не является панацеей! Выбор психотерапевтического метода сводится к уравнению с двумя неизвестными:

где х обозначает неповторимость и уникальность личности пациента, а у - не меньшую неповторимость и такую же уникальность личности терапевта. Другими словами, нельзя думать, что один и тот же метод будет одинаково действенным во всех случаях, как и нельзя полагать, что каждый терапевт одинаково успешно может пользоваться всеми методами. И то, что верно для психотерапии в целом, особенно верно в отношении логотерапии. Короче говоря, наше уравнение желательно дополнить, и тогда мы сможем написать:

Однако Джонсон (P. Johnson) однажды рискнул сказать: «Лого-терапия как метод психотерапии не противопоставляет себя другим методам и не соперничает с ними, но заставляет их поставить под сомнение их собственный плюс-фактор». Что же такое представляет из себя этот плюс-фактор пояснил нам Петрилович (N. Petrilowitsch), показав, что логотерапия не противопоставлена другим психотерапевтическим методам в лечении неврозов, а возвышается над ними и проникает вглубь специфически человеческих феноменов. Например, психоанализ видит в неврозе результат психодинамического процесса [Сравните следующие строки из письма Шнитцлера психоаналитику Рейку (Т. Reik) от 31 декабря 1931: «Во тьму души ведут многие дороги, я всё сильнее это чувствую, поскольку психоаналитики позволяют себе видеть сны (и заниматься их толкованием). Но часто тропа ведёт через освещённый внутренний мир, а они и Вы слишком рано начинаете думать, что уже свернули в царство теней».] и на основании этого пытается лечить невроз так, чтобы запустить новый психодинамический процесс, скажем, перенос. Использующая теорию научения поведенческая терапия видит в неврозе результат процесса научения, или обусловливания (формирования условных рефлексов) и в соответствии с этим старается повлиять на неврозы за счёт переучивания, то есть процессов переобусловливания. В отличие от этого логотерапия опирается на специфически человеческие феномены, включая их в свой инструментарий. Речь при этом идёт о двух фундаментально-антропологических характеристиках человеческого существования: о его способности к "самотрансцеденции " [В. Франкл в «Handbuch der Neurosenlehre und Psychotherapie», 1959.] во-первых, и, во-вторых, о не менее выдающейся и характерной для человеческого бытия как такового, о сугубо человеческой способности к «самодистанцированию». [В. Франкл «Безусловный человек», 1949.]

Самотрансцеденция отмечает тот фундаментальный антропологический факт, что человеческое бытие всегда обращено на что-то, чем оно само не является - на что-то или на кого-то: либо на некий смысл, который необходимо осуществить, либо на бытие близкого человека, с которым оно соотносится. Действительно, человек всецело становится человеком и находит самого себя тогда и только тогда, когда он преданно и самоотверженно служит какому-то делу, с головой уходит в решение какой-то задачи или посвящает себя любви к другому человеку, переставая думать о себе, буквально забывая самого себя. Это схоже с глазом, функция которого, состоящая в том, чтобы видеть мир, может в полной мере проявиться лишь тогда, когда он не видит сам себя. Когда же глаз видит какую-то свою часть? Только тогда, когда он болен: если у меня на глазу бельмо и я вижу «облако», или если у меня глаукома и я вижу радугу вокруг источника света - мой глаз видит нечто своё собственное, ибо так он воспринимает свою болезнь. И это в равной мере означает утрату мной способности нормально видеть.

Не вписав самотрансцеденцию в картину, которую мы пишем с человека, мы оказываемся неспособными понять массовые неврозы, с которыми нам приходится сталкиваться сегодня. Сегодня человек оказывается фрустрирован не в сексуальном, а в экзистенциальном смысле. Сегодня он меньше страдает от чувства неполноценности, чем от ощущения бессмысленности. Причём это ощущение бессмысленности обычно идёт рука об руку с чувством пустоты, «экзистенциального вакуума». [В. Франкл «Патология духа времени», 1955.] Можно даже доказать, что это чувство, ощущение того, что в жизни нет больше никакого смысла, распространяется всё шире. Хабингер (A. Habinger), основываясь на самоотчетах более пятиста учеников, показал, что ощущение бессмысленности за несколько лет стало в два раза более распространённым. Кратохвил (Kratochvil), Выметал (Vymetal) и Колер (Kohler) указывают на то, что ощущение бессмысленности охватывает не только капиталистические страны, оно наблюдается и в коммунистических государствах, пользуясь правом «безвизового въезда». Мы обязаны Клицке (L. Klitzke) и Филбрику (J. Philbrick) свидетельствами того, что ощущение бессмысленности можно наблюдать и у жителей развивающихся стран.

Одним из самых распространенных вариантов психотерапии стала логотерапия, разработанная австрийским психологом В. Франклом. Многие свои положения экзистенциальная теория личности Франкла роднят её с гуманистической психологией.

После краткого увлечения в юности психоанализом, Виктор Франкл начинает с конца 1930-х гг. работу над собственной концепцией. Окончательное её оформление произошло в экстремальных условиях фашистских концентрационных лагерей, узником которых Франкл был в 1942-1945 гг. Таким образом, ᴇᴦο теоретические и психотерапевтические взгляды и технологии прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом ᴇᴦο пациентов, психолого-философскими воззрениями ᴇᴦο коллег и учеников.

Теория личности Франкла была изложена в нескольких книгах, самой известной из которых является, пожалуй, ʼʼЧеловек в поисках смыслаʼʼ, вышедшая в конце 1950-х гг. и неоднократно переизданная во всем мире. Эта теория состоит из трех частей - учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. При этом стремление к осознанию смысла жизни он считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент ᴇᴦο жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в данном плане близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существенным отличием Франкла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связана с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и ᴇᴦο продуктивными достижениями. При этом он, как и другие экзистенциалисты, подчеркивал, что отсутствие смысла жизни или невозможность ᴇᴦο реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.

Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной˸ ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет ʼʼосознанием возможностей действия по отношению к данной ситуацииʼʼ. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с ᴇᴦο совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как ᴇᴦο реализация связана с реализацией человеком самого себя.

Теория личности Франкла - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Теория личности Франкла" 2015, 2017-2018.

Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.

Гл. тезис учения о смысле жизни – жизнь чел. не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т. з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франки предлагает пути, посредством которых чел. может сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что чел. свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе чел. по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внеш. среды. По Франклу, чел. свободен потому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Психотерапевтич. аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Другие новости по теме:

  • Значение и смысл. Основные подходы к проблеме смысла жизни - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Смысл мира и жизни в древнейших религиях, мифах, философии. - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Смысл жизни как психологическое образование - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Проблема смысла жизни в современной науке. - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Исследование проблемы смысла жизни в современной психологии - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. - Психотерапия на практике - Виктор Франкл
  • Поиски целостного учения о человеке (синтетической теории личности). - Психиатрия и проблема духовной жизни - Мелихов Д. М.
  • Тест на изучение смысложизненных ориентаций человека (СЖО). - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Аннотация - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Литература - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Введение в проблему - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • Вместо предисловия - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • ДРУГИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • МАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • Вопросы для самостоятельного размышления. - О смысле жизни, самоактуализации и акме - Вахромов Е.Е.
  • О СЕЗОНАХ ЖИЗНИ - СЕЗОНЫ ЖИЗНИ. Жизнь и коммерция похожи на времена года - Джим Рон
  • ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖЕНИЯ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНИ - СЕЗОНЫ ЖИЗНИ. Жизнь и коммерция похожи на времена года - Джим Рон
  • ТЕОРИЯ ПЕРВИЧНОЙ ТРАВМЫ (О.Ранк) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИАТРИИ (Г.С.Салливан) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (B.C.Мерлин) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ (Дж.А.Келли) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (Дж.Роттер) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.
  • О смысле жизни и смерти - Введение в культурно-философскую антропологию - Чернявская Ю.В. - Философия как наука
  • ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (Г.У.Оллпорт) - Психологические теории и концепции личности (краткий справочник) - Горностай П., Титаренко Т.