Язык - одно из основных средств познания мира. С его помощью мы учимся, осваиваем культуру, общаемся с окружающими. Изучением языков занимаются филологи, окончившие университет по специальности лингвистика. Они могут как преподавать в школе или университете, так и работать переводчиками, заниматься изучением истории языка, составлять словари и многое другое.
Выпускник-филолог - кто он?
Одно из наиболее частых заблуждений состоит в том, что людей, учащихся на филологических факультетах, заведомо «определяют» в школу. На самом же деле лингвисты - это не обязательно учителя русского или английского языка или переводчики.
Человек, окончивший специальность «Лингвистика», может и имеет право работать:
- Преподавателем вуза или среднего образовательного учреждения.
- Переводчиком.
- Секретарем-референтом.
- Заниматься научно-исследовательской работой.
- Работать в сфере искусственного интеллекта, особенно если его специальность - прикладная лингвистика.
- Заниматься разработкой обучающего софта и электронных словарей, систем реферирования.
- Работать редактором или корректором.
- Работать в сфере журналистики.
Где учиться?
Вы уже знаете, кем работать по специальности «Лингвистика», но в каком вузе лучше всего обучаться?
Не имеет значения, какое учебное заведение выбрать. Практически все они работают по более или менее схожей программе. В ходе обучения студенты изучают историю развития языка, диалекты, фонетику, орфографию, грамматику и синтаксис языка, лексику, стилистику. В зависимости от выбранной специальности могут быть введены дополнительные курсы. Для педагогических специальностей обязательно читается курс методики преподавания языка, а на прикладных упор идет на статистику языка, и даже математику.
В России наиболее престижными считаются такие вузы:
- Московский государственный лингвистический университет.
- М. В. Ломоносова.
- Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова.
- Институт иностранных языков
- Институт УНИК.
Считается, что специальность «Лингвистика» в вузах, перечисленных выше, преподается наиболее углубленно и полно, а сами выпускники в дальнейшем могут рассчитывать на работу в исследовательских институтах и лабораториях, работать переводчиками в посольствах, правительственных службах. Но важно помнить, что не только вуз, но и оценки в дипломе, ваши знания, влияют на возможность получения работы в престижной фирме или компании.
Направления подготовки
Обучение в выбранном вузе может проходить по таким :
- Филология.
- Лингвистика - как фундаментальная, так и прикладная.
- Перевод с любого языка. Причем востребованы не только люди, знающие английский и немецкий языки, китайский, но и даже славянские языки, такие как польский, чешский.
Отрицательные и положительные стороны профессии
К плюсам специальности «Лингвистика» можно отнести такие:
- Востребованность на рынке труда.
- Высокий уровень владения языком, особенно иностранным - большой плюс, который в дальнейшем содействует карьерному росту.
- Всегда есть возможность подработать на стороне.
- Низкий уровень оплаты в ряде регионов.
- Довольно скучная и монотонная работа.
- В случае преподавательской деятельности выпускник специальности «Лингвистика» может столкнуться с проблемой: отменные знания по языку при минимальных задатках педагога.
- Нестабильная работа, особенно у переводчиков.
В целом у выпускника, если он, конечно, учился, весьма радужные перспективы.
Довольно часто на форумах можно встретить темы «Специальность «Лингвистика»: кем работать?». Отзывы показывают, что выпускники довольно охотно отвечают на поставленные вопросы, советуют направления работы.
Зачастую филологи работают не только на основном месте (к примеру в бюро переводов или журнале, в школе), но и подрабатывают с помощью частных уроков языка, разрабатывают и продают собственные программы для изучения языков, являются внештатными журналистами журналов и газет, подрабатывают копирайтерами.
В целом профессия подходит людям с гуманитарным складом ума, обладающим терпением, любящим читать и исследовать, анализировать те или иные процессы, происходящие в языке.
Фундаментальная лингвистика имеет целью познание скрытых законов языка;прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.
Разделы лингвистики
В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.
Так, фонетика играфика изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением) сторону языковых знаков («план выражения»), асемантика - напротив, их «смысловую» (понимаемую и переводимую) сторону («план содержания»).
Лексикология изучает индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, аграмматика - общие правила их комбинации, употребления и понимания.
Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) исинтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания).
Соответствующие дисциплины отличаются друг от друга ориентацией на изучение единиц разных уровней языка :
Предметом фонетики принято считать такие единицы, какзвуки речи , их признаки и классы,фонемы и отношения между ними, а также явленияпросодики - структуруслога , структурутакта и рольударения в нём, правилаинтонации , то есть звукового оформления словосочетаний и предложений.
Аналогичным образом графика изучает свойства элементарных единиц письменной речи -графем ,букв ,иероглифов .
Единицами морфологии принято считатьморфему ислово в их взаимоотношениях (правила построения номинативных единиц (словоформ ) из простейших сигнификативных единиц (морфем) и, наоборот, членения словоформ на морфемы).
Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободноесловосочетание (докоммуникативная конструируемая единица) и свободноепредложение (коммуникативная конструируемая единица), а в последнее время - такжеССЦ (сложное синтаксическое целое) и, наконец, связныйтекст . Мельчайшая единица синтаксиса - словоформа с её синтактикой (то есть сочетаемостными свойствами) есть инвентарная номинативная единица и в то же время максимальная единица морфологии.
Единицами семантики принято считать, с одной стороны, более простые (или даже элементарные) единицы -значения с их компонентами и различительными признаками (семами ), а с другой стороны - правила, по которым из этих более простых единиц строятся более сложные содержательные образования -смыслы .
Единицами прагматики являются человеческиевысказывания - конкретные речевые акты, производимые определёнными участникамиобщения в определённой обстановке, соотносимые с определённой реальностью, ориентированные на достижение определённых целей (в частности, насообщение ), а также общие универсальные правила создания и интерпретации высказываний.
Лингвистика и смежные области знания
(а) либо включают в лингвистику,
(б) либо включают в соответствующую смежную дисциплину,
(в) либо считают зоной пересечения лингвистики с соответствующей смежной дисциплиной,
(г) либо объявляют отдельной дисциплиной, не включаемой ни в лингвистику, ни в соответствующую смежную науку.
На стыке лингвистики и философии : см.философия языка ,лингвистическая философия ,философские вопросы языкознания ,«общая семантика» ,когнитивная лингвистика .
На стыке лингвистики и физики (конкретнее,акустики ): см.акустика речи .
На стыке лингвистики и биологии :
(конкретнее, физиологии ): см.артикуляторная фонетика ,перцептивная фонетика .
конкретнее, нейрофизиологии : см.нейролингвистика .
На стыке лингвистики и психологии : см.психолингвистика ,когнитивная лингвистика .
Лингвистика и предмет общественных наук
На стыке лингвистики и социологии : см.социолингвистика .
На стыке лингвистики и истории : см.лингвистическая палеонтология .
На стыке лингвистики и генеалогии : см.антропонимика .
На стыке лингвистики и географии : см.топонимика .
На стыке лингвистики и филологии : см.филологическая лингвистика .
На стыке лингвистики и методологии науки : см.методология лингвистики .
Лингвистика и методы «дедуктивных» наук
На стыке лингвистики и математики : см.математическая лингвистика .
На стыке лингвистики и логики : см.лингвистика и логика ,логическое направление в лингвистике .
На стыке лингвистики и статистики : см.квантитативная лингвистика ,лингвистическая статистика .
истории : см.историческая лингвистика .
На стыке лингвистики и методов географии : см.ареальная лингвистика ,лингвистическая география =лингвогеография ,лингвистическое картографирование .
На стыке лингвистики и методов психологии : см.экспериментальная лингвистика ,эксперимент в лингвистике .
На стыке лингвистики и методов социологии : см.анкетирование в лингвистике .
На стыке лингвистики и инженерии : см.инженерная лингвистика ,лингвоконструирование .
На стыке лингвистики и вычислительной техники : см.вычислительная лингвистика ,компьютерная лингвистика ,машинный перевод .
На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин. Промежуточный статус этих дисциплин приводит к тому, что их:
К таким дисциплинам относятся следующие:
Лингвистика и предмет философии
Лингвистика и предмет естественных наук
На стыке лингвистики и права см.юрислингвистика
Лингвистика и предмет гуманитарных наук
Лингвистика и методология науки
Лингвистика и методы «точных» наук
Лингвистика и методы «эмпирических» наук
Лингвистика и методы «технических» наук (техники )
Описание
Фундаментальная и прикладная лингвистика сегодня – одна из инновационных и востребованных специальностей, по которой готовят специалистов в данной области. Согласно учебной программе, с одной стороны, студенты изучают такие традиционные направления, как родной и два иностранных языка, а также традиционные теоретические лингвистические дисциплины (семантика, фонетика, синтаксис, морфология и т.д.) и прикладные лингвистические дисциплины (общая лексикография, технология обработки текста и др.), а с другой – инновационную компьютерную лингвистику. Кроме этого, в учебную программу включены математические дисциплины, история, переводоведение, и теоретические курсы древних языков (старославянский, древнегреческий, латынь). Преподаватели обучают студентов:
- свободно разговаривать и понимать речь на изучаемом иностранном языке, переводить (письменно, устно, синхронно) и редактировать тексты,
- пользоваться прикладными лингвистическими программами и телекоммуникационными технологиями,
- создавать интеллектуальные системы,
- использовать лингвистические технологии в социально-политической сфере,
- разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы и базы данных,
- заниматься научно-исследовательской деятельностью и оформлять ее результаты в виде статей и обзоров,
- проводить лингвистическую экспертизу текстов,
- оптимизировать и создавать контент для сайтов (как на русском языке, так и на иностранном).
Кем работать
Бакалавры с дипломом «Фундаментальная и прикладная лингвистика» востребованы во многих областях: как в академической науке, так и в сфере информационных технологий или в высокотехнологичных отраслях экономики. Молодые специалисты могут проводить научные исследования по прикладной и теоретической лингвистике, разрабатывать новые методы освоения иностранного языка, электронные словари и интеллектуальные системы. После окончания вуза молодые люди могут устроиться на должность администратора сайта, переводчика (в том числе и синхрониста), учителя иностранного языка, Web-разработчика, контент-менеджера, лексикографа, компьютерного лингвиста, копирайтера, лингвиста, редактора, корректора, лингвоэксперта, разработчика компьютерных программ и баз данных, референта.