На направление фундаментальная и прикладная лингвистика. В чём заключаются фундаментальная и прикладная лингвистика? Отрицательные и положительные стороны профессии

Язык - одно из основных средств познания мира. С его помощью мы учимся, осваиваем культуру, общаемся с окружающими. Изучением языков занимаются филологи, окончившие университет по специальности лингвистика. Они могут как преподавать в школе или университете, так и работать переводчиками, заниматься изучением истории языка, составлять словари и многое другое.

Выпускник-филолог - кто он?

Одно из наиболее частых заблуждений состоит в том, что людей, учащихся на филологических факультетах, заведомо «определяют» в школу. На самом же деле лингвисты - это не обязательно учителя русского или английского языка или переводчики.

Человек, окончивший специальность «Лингвистика», может и имеет право работать:

  • Преподавателем вуза или среднего образовательного учреждения.
  • Переводчиком.
  • Секретарем-референтом.
  • Заниматься научно-исследовательской работой.
  • Работать в сфере искусственного интеллекта, особенно если его специальность - прикладная лингвистика.
  • Заниматься разработкой обучающего софта и электронных словарей, систем реферирования.
  • Работать редактором или корректором.
  • Работать в сфере журналистики.

Где учиться?

Вы уже знаете, кем работать по специальности «Лингвистика», но в каком вузе лучше всего обучаться?

Не имеет значения, какое учебное заведение выбрать. Практически все они работают по более или менее схожей программе. В ходе обучения студенты изучают историю развития языка, диалекты, фонетику, орфографию, грамматику и синтаксис языка, лексику, стилистику. В зависимости от выбранной специальности могут быть введены дополнительные курсы. Для педагогических специальностей обязательно читается курс методики преподавания языка, а на прикладных упор идет на статистику языка, и даже математику.

В России наиболее престижными считаются такие вузы:

  • Московский государственный лингвистический университет.
  • М. В. Ломоносова.
  • Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова.
  • Институт иностранных языков
  • Институт УНИК.

Считается, что специальность «Лингвистика» в вузах, перечисленных выше, преподается наиболее углубленно и полно, а сами выпускники в дальнейшем могут рассчитывать на работу в исследовательских институтах и лабораториях, работать переводчиками в посольствах, правительственных службах. Но важно помнить, что не только вуз, но и оценки в дипломе, ваши знания, влияют на возможность получения работы в престижной фирме или компании.

Направления подготовки

Обучение в выбранном вузе может проходить по таким :

  • Филология.
  • Лингвистика - как фундаментальная, так и прикладная.
  • Перевод с любого языка. Причем востребованы не только люди, знающие английский и немецкий языки, китайский, но и даже славянские языки, такие как польский, чешский.

Отрицательные и положительные стороны профессии

К плюсам специальности «Лингвистика» можно отнести такие:

  • Востребованность на рынке труда.
  • Высокий уровень владения языком, особенно иностранным - большой плюс, который в дальнейшем содействует карьерному росту.
  • Всегда есть возможность подработать на стороне.

  • Низкий уровень оплаты в ряде регионов.
  • Довольно скучная и монотонная работа.
  • В случае преподавательской деятельности выпускник специальности «Лингвистика» может столкнуться с проблемой: отменные знания по языку при минимальных задатках педагога.
  • Нестабильная работа, особенно у переводчиков.

В целом у выпускника, если он, конечно, учился, весьма радужные перспективы.

Довольно часто на форумах можно встретить темы «Специальность «Лингвистика»: кем работать?». Отзывы показывают, что выпускники довольно охотно отвечают на поставленные вопросы, советуют направления работы.

Зачастую филологи работают не только на основном месте (к примеру в бюро переводов или журнале, в школе), но и подрабатывают с помощью частных уроков языка, разрабатывают и продают собственные программы для изучения языков, являются внештатными журналистами журналов и газет, подрабатывают копирайтерами.

В целом профессия подходит людям с гуманитарным складом ума, обладающим терпением, любящим читать и исследовать, анализировать те или иные процессы, происходящие в языке.

    Фундаментальная лингвистика имеет целью познание скрытых законов языка;прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Разделы лингвистики

В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.

    Так, фонетика играфика изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением) сторону языковых знаков («план выражения»), асемантика - напротив, их «смысловую» (понимаемую и переводимую) сторону («план содержания»).

    Лексикология изучает индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, аграмматика - общие правила их комбинации, употребления и понимания.

    Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) исинтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания).

Соответствующие дисциплины отличаются друг от друга ориентацией на изучение единиц разных уровней языка :

    Предметом фонетики принято считать такие единицы, какзвуки речи , их признаки и классы,фонемы и отношения между ними, а также явленияпросодики - структуруслога , структурутакта и рольударения в нём, правилаинтонации , то есть звукового оформления словосочетаний и предложений.

    Аналогичным образом графика изучает свойства элементарных единиц письменной речи -графем ,букв ,иероглифов .

    Единицами морфологии принято считатьморфему ислово в их взаимоотношениях (правила построения номинативных единиц (словоформ ) из простейших сигнификативных единиц (морфем) и, наоборот, членения словоформ на морфемы).

    Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободноесловосочетание (докоммуникативная конструируемая единица) и свободноепредложение (коммуникативная конструируемая единица), а в последнее время - такжеССЦ (сложное синтаксическое целое) и, наконец, связныйтекст . Мельчайшая единица синтаксиса - словоформа с её синтактикой (то есть сочетаемостными свойствами) есть инвентарная номинативная единица и в то же время максимальная единица морфологии.

    Единицами семантики принято считать, с одной стороны, более простые (или даже элементарные) единицы -значения с их компонентами и различительными признаками (семами ), а с другой стороны - правила, по которым из этих более простых единиц строятся более сложные содержательные образования -смыслы .

    Единицами прагматики являются человеческиевысказывания - конкретные речевые акты, производимые определёнными участникамиобщения в определённой обстановке, соотносимые с определённой реальностью, ориентированные на достижение определённых целей (в частности, насообщение ), а также общие универсальные правила создания и интерпретации высказываний.

Лингвистика и смежные области знания

    На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин. Промежуточный статус этих дисциплин приводит к тому, что их:

    • (а) либо включают в лингвистику,

      (б) либо включают в соответствующую смежную дисциплину,

      (в) либо считают зоной пересечения лингвистики с соответствующей смежной дисциплиной,

      (г) либо объявляют отдельной дисциплиной, не включаемой ни в лингвистику, ни в соответствующую смежную науку.

    К таким дисциплинам относятся следующие:

    Лингвистика и предмет философии

    • На стыке лингвистики и философии : см.философия языка ,лингвистическая философия ,философские вопросы языкознания ,«общая семантика» ,когнитивная лингвистика .

    Лингвистика и предмет естественных наук

    • На стыке лингвистики и физики (конкретнее,акустики ): см.акустика речи .

    На стыке лингвистики и права см.юрислингвистика

    • На стыке лингвистики и биологии :

      • (конкретнее, физиологии ): см.артикуляторная фонетика ,перцептивная фонетика .

        • конкретнее, нейрофизиологии : см.нейролингвистика .

    Лингвистика и предмет гуманитарных наук

    • На стыке лингвистики и психологии : см.психолингвистика ,когнитивная лингвистика .

      Лингвистика и предмет общественных наук

      • На стыке лингвистики и социологии : см.социолингвистика .

        На стыке лингвистики и истории : см.лингвистическая палеонтология .

        На стыке лингвистики и генеалогии : см.антропонимика .

        На стыке лингвистики и географии : см.топонимика .

        На стыке лингвистики и филологии : см.филологическая лингвистика .

    Лингвистика и методология науки

      • На стыке лингвистики и методологии науки : см.методология лингвистики .

    Лингвистика и методы «точных» наук

    • Лингвистика и методы «дедуктивных» наук

      • На стыке лингвистики и математики : см.математическая лингвистика .

        На стыке лингвистики и логики : см.лингвистика и логика ,логическое направление в лингвистике .

    • Лингвистика и методы «эмпирических» наук

      • На стыке лингвистики и статистики : см.квантитативная лингвистика ,лингвистическая статистика .

        истории : см.историческая лингвистика .

        На стыке лингвистики и методов географии : см.ареальная лингвистика ,лингвистическая география =лингвогеография ,лингвистическое картографирование .

        На стыке лингвистики и методов психологии : см.экспериментальная лингвистика ,эксперимент в лингвистике .

        На стыке лингвистики и методов социологии : см.анкетирование в лингвистике .

      Лингвистика и методы «технических» наук (техники )

      • На стыке лингвистики и инженерии : см.инженерная лингвистика ,лингвоконструирование .

        На стыке лингвистики и вычислительной техники : см.вычислительная лингвистика ,компьютерная лингвистика ,машинный перевод .

Описание

Фундаментальная и прикладная лингвистика сегодня – одна из инновационных и востребованных специальностей, по которой готовят специалистов в данной области. Согласно учебной программе, с одной стороны, студенты изучают такие традиционные направления, как родной и два иностранных языка, а также традиционные теоретические лингвистические дисциплины (семантика, фонетика, синтаксис, морфология и т.д.) и прикладные лингвистические дисциплины (общая лексикография, технология обработки текста и др.), а с другой – инновационную компьютерную лингвистику. Кроме этого, в учебную программу включены математические дисциплины, история, переводоведение, и теоретические курсы древних языков (старославянский, древнегреческий, латынь). Преподаватели обучают студентов:

  • свободно разговаривать и понимать речь на изучаемом иностранном языке, переводить (письменно, устно, синхронно) и редактировать тексты,
  • пользоваться прикладными лингвистическими программами и телекоммуникационными технологиями,
  • создавать интеллектуальные системы,
  • использовать лингвистические технологии в социально-политической сфере,
  • разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы и базы данных,
  • заниматься научно-исследовательской деятельностью и оформлять ее результаты в виде статей и обзоров,
  • проводить лингвистическую экспертизу текстов,
  • оптимизировать и создавать контент для сайтов (как на русском языке, так и на иностранном).

Кем работать

Бакалавры с дипломом «Фундаментальная и прикладная лингвистика» востребованы во многих областях: как в академической науке, так и в сфере информационных технологий или в высокотехнологичных отраслях экономики. Молодые специалисты могут проводить научные исследования по прикладной и теоретической лингвистике, разрабатывать новые методы освоения иностранного языка, электронные словари и интеллектуальные системы. После окончания вуза молодые люди могут устроиться на должность администратора сайта, переводчика (в том числе и синхрониста), учителя иностранного языка, Web-разработчика, контент-менеджера, лексикографа, компьютерного лингвиста, копирайтера, лингвиста, редактора, корректора, лингвоэксперта, разработчика компьютерных программ и баз данных, референта.