Иконы России: Радость всех радостей (Серафимово Умиление), икона Божией Матери. ​Всех радостей Радость Икона умиление всех радостей радость

Хотела в церковной лавке приобрести для доченьки икону Богоматери. Но была удивлена - точно знаю, что выбранный мною образ называется «Умиление», однако в лавке его назвали по-другому, «Серафимово умиление», а потом вообще сказали «Радость всех радостей».

Я чуть было не рассердилась, хоть и грех (как можно путать названия икон, тем более тех, которые предлагаешь людям?), но Бог надоумил - расспросила. Услышала много интересного об этом лике с тремя названиями. И конечно, купила его в дом - думаю, нам нужен именно такой.

Она создана в конце 18 века, писана маслом на полотне, основой послужила кипарисовая дощечка. Иконографы утверждают, что родственная ей по стилю написания икона - Остробрамская Божья Матерь. Однако «Умиление» не украшено западными атрибутами (звездами вокруг нимба, лунным крестом снизу).

В свое время она висела в келье Серафима Саровского. Он каждый день молился ей, и именно этому святому мы и обязаны основным названием иконы («Радость Всех Радостей»). Возле иконы все время горела лампада. Маслом отсюда преподобный помазывал приходящих к нему больных, и они исцелялись.

Даже душу Богу он отдал во время одной из молитв в келье возле Богородицы. Это случилось 2 января 1833 года. Погребен святой на территории Дивеевского монастыря. После смерти преподобного монастырь был назван Серафимо-Дивеевским.

Есть много икон, изображающих коленепреклонного Серафима Саровского, стоящего перед этим образом. Например:

Дальнейшую историю образа можно рассказать так:

  • После погребения святого лик Приснодевы передали в Дивеевский монастырь. И не просто так, ведь еще во время жизни преподобный говорил сестрам, что они будут поручены заботам этой небесной Матери. Его повесили в Троицком соборе, находящемся на территории монастыря. Снимали только для крестного хода.
  • До революции икону украшал богатый оклад, который заказал сам Второй. Скажем, нимб из разлетающихся в разные стороны лучей был сделан из жемчуга и многочисленных драгоценных камней. С прославившейся частыми исцелениями иконы делались списки, причем многие тоже стали известны как чудотворные. К сожалению, не все они дошли до наших дней, «сгорев» в горниле атеистической революции.
  • После революции в 1927 году монастырь был закрыт, архиепископ, епископ и игумения арестованы. Впрочем, игумения матушка смогла освободиться. Собрав некоторых сестер и вещи батюшки Серафима (в их числе и эту икону), они уехали в Муром.
  • При советской власти святой образ несколько раз перевозился ради его сохранения. В частности, в Кратово (поселок в Подмосковье). Причем хранящие образ монахиня и (впоследствии) батюшка не запрещали верянам подходить к нему. Они часто замечали, что он исцелял больных.
  • В 1991 году, когда православие опять вошло в свою законную силу, все личные вещи святого Серафима были переданы Патриарху из Москвы (им на тот момент был Алексий Второй).

Сегодня это - одна из самых чтимых святынь в нашей стране. Ее оригинал постоянно находится в резиденции Патриарха. Правда, веряне тоже могут ее увидеть. В субботу акафиста (5-я неделя Великого Поста, переходящий праздник Похвалы Богородицы) ее торжественно приносят в Богоявленский собор, где ей можно поклониться.

День памяти этой иконы

  • 10 августа (по старому стилю 28 июля).

Есть еще одна дата, связанная с этим ликом Богородицы: 22 (или 9 по старому) декабря. В этот день в Дивеевском монастыре отмечают дату основания этой святой обители.

Нельзя также не упомянуть еще одну короткую дату, а именно год - 1903. В этом году произошла канонизация Серафима Саровского.

Но что означает сама икона «Умиление»

Дева изображена здесь сама, со сложенными руками и смиренно опущенными глазами. Этот момент - Благовещение. Только что к ней явился Архангел Гавриил с вестью о том, что Мария избрана стать Матерью Сына Божьего. Как известно, услышав эти слова, Мария смиренно произнесла: «Пусть будет по слову твоему».

Как правильно молиться этой иконе

Трудно сказать сейчас, с какими словами обращался к любимому лику Богородицы святой Саровский. Очевидно, за многие годы, которые эта икона висела в его келье, он молился по-разному. Мы тоже можем обращаться с разными, главное - чистыми и искренними словами, в которые будем облекать свои просьбы и благодарности.

Но в наши дни существует особенная молитва, которую батюшки советуют адресовать именно иконе «Серафимово умиление». Вот ее текст:

А еще есть тропарь. Это короткое церковное песнопение, которое исполняется в честь праздника, святого или (как в нынешнем случае) иконы. Часто в тропаре раскрывается сущность того, о чем поется. Данному лику поется тропарь иконы «Умиление»:

Кому следует молиться ей в первую очередь

  • Больным или за больных, так как он дарует исцеление.
  • Женщинам в положении. Многие верят, что это - икона беременных, так как многим она действительно помогла зачать, выносить и родить здоровых малышей.
  • Молодым девушкам. Известно, что икона помогает хранить чистоту даже в наше развращенное время, а также встретить достойного человека, который станет мужем.
  • Также иконе молятся подростки или их родители. Она помогает утихомиривать буйный переходный возраст.
  • Наконец, этот лик помогает умилять злые сердца. Как собственное, сгораемое от душевных тягот, так и чужое, поэтому ее иногда просят помочь примириться с кем-то или послать кому-то доброту.

Кстати, в наши дни можно не только молиться иконе, но и носить маленький нательный кулон с изображением «Радости Всех Радостей». В церковных или ювелирных магазинах можно найти как скромные серебряные, так и украшенные бриллиантами кулоны.

На обороте таких иконок можно увидеть слова приветствия, с которыми Ангел обратился к Мадонне, или же изображение лилии - именно этот цветок он вручил ей в знак ее чистоты.

Но помните: купленную в обычном магазине нательную иконку очень желательно освятить. Только тогда она будет истинно соединять вас с той, кому вы молитесь.

Преподобный Серафим Саровский жил не так давно - с 1754 по 1833 год. Но столько изменилось за это время, и в вопросах веры, и в нашей стране! Этого святого мы, веряне, почитаем не единожды, а дважды в году: 2 (или 15 по старому стилю) января и 19 июля (или по старому 1 августа).

Но за что он снискал столько уважения среди верующих? Какими чудесами прославил свое имя, и почему даже его любимая икона так почитаема? Обо всем этом вы узнаете из часового фильма о святом Серафиме - чудотворце. Поверьте, вы не пожалеете о времени, потраченном на просмотр!

Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы Мудрова Анна Юрьевна

«Умиление» Серафимо-Дивеевская, или «Радости Всех Радостей»

«Умиление», Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери («Всех Радостей Радость»), – чтимая икона преподобного Серафима Саровского, находившаяся в его келье; перед этим образом он скончался 2 января 1833 года. После смерти Серафима Саровского икона была передана в Дивеевский монастырь; в годы Советской власти хранилась в городе Муроме; ныне в резиденции Патриарха. В настоящее время является одной из особо чтимых святынь Русской Православной Церкви; в пятую неделю Великого Поста (суббота акафиста) икону приносят в кафедральный патриарший Богоявленский собор для чтения перед нею акафиста. Икона написана на полотне маслом во второй половине XVIII века, по иконографии восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов – лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Маслом от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону «Умиление» – «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. Дивеевским сестрам батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери «Умиление»: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». После смерти преподобного Серафима Саровский настоятель отец Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская находилась до революции в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1903 году икона «Умиление» приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления преподобного.

После закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и отправлены в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери вместе с остальными вещами батюшки Серафима. После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова).

Впоследствии икона была на на хранении у протоиерея Виктора Шаповальникова, жившего в подмосковном поселке Кратово. Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений.

В 1991 году икона, оклад и вещи Преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Сейчас икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, находится у Патриарха Московского и всея Руси. Раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.

Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца, в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему».

На иконе до революции был драгоценный оклад, исполненный по заказу императора Николая II. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, особенно после канонизации Серафима Саровского в 1903 году, некоторые из них тоже стали чудотворными.

Один из наиболее ранних списков (1840-50-е годы) был исполнен на стекле, на обороте (на картоне) имелась надпись о благословении этим образом митрополитом Филаретом монахини Зачатьевского монастыря (икона погибла в 1984 году).

Память иконы совершается 10 августа (28 июля по стар, ст.), в Дивеевском монастыре происходило также празднование 22 декабря (9 декабря по стар, ст.) – в день основания обители, и кроме того память совершается Дни памяти:

Тропарь, глас 4

К Богородице со умилением припадем, вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

11. Стандартная мечта всех членов ЦХ - чтобы ЦХ были сначала во всех крупных городах, а потом во всех остальных Приведу интервью лидера “Московской ЦХ” Михаила Раковщика, которое было дано им подпольному журналу ЦХ, выходившему несколько лет назад. Флеминг уже не был

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Много радостей Бродя по склонам горы Тэй, Конфуций увидел Юнг-чи, идущего в одном халате, подпоясанном верёвкой, по вересковому полю, поющего и играющего на лютне.- В чём причина твоей радости, Учитель? - спросил Конфуций.- У меня много радостей. Из мириад созданий

Из книги Слова: Том I. С болью и любовью о современном человеке автора Старец Паисий Святогорец

Мирские радости - это радости вещественные - Геронда, часто люди мирские говорят, что, имея все блага, они ощущают какую-то пустоту. - Настоящая, чистая радость обретается близ Христа. Соединившись с Ним в молитве, ты увидишь свою душу наполненной. Люди мира сего ищут

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги Русские подвижники 19-ого века автора Поселянин Евгений

ПЕЛАГИЯ ИВАНОВНА, ЮРОДИВАЯ ДИВЕЕВСКАЯ Как чрезвычайна и удивительна была жизнь великого старца Серафима, так же необычайна жизнь и его послушницы, Христа ради юродивой Серафимо-Дивеевского монастыря, Пелагии Ивановны.Эта избранница, мощная духом, сильная телом,

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

19. Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20. Из (всех) птиц по роду их, и из (всех) скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по

Из книги Вам поможет Серафим Саровский автора Гурьянова Лилия Станиславовна

1. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились "И вспомнил Бог о Ное..." "Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Умиление» Серафимо-Дивеевская Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей

Из книги 105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни автора Мудрова Анна Юрьевна

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ Женская община в селе Дивееве, расположенном в 12 километрах от бывшей Саровской пустыни, была основана нижегородской дворянкой Агафьей Семеновной Мельгуновой. Оставшись после смерти мужа с трехлетней дочерью, она приняла в киевском

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская», или «Радость всех радостей» Россия, Патриаршее подворье«Умиление», Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери («Всех Радостей Радость»), – чтимая икона преподобного Серафима Саровского, находившаяся в его келье; перед

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Серафимо-Понетаевский женский монастырь (Скитсерафимо-Дивеевского монастыря) во имя иконы Божьей Матери «всех скорбящих Радость» Россия, Нижегородская обл., Шатковский р-н, с. Понетаевка.Основала его Гликерия Васильевна Занятова, крестьянка. Мать ее, исцеленная от рака

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Для приближения встречи с будущим супругом, устройства судьбы детей, обретении семейного благополучия. Молитва перед иконой Серафимо-Дивеевская «Умиление» Празднование 28 июня/11 июля Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Икона Серафимо-Дивеевская «Умиление» Тропарь, глас 4 К Богородице со умилением припадем, вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою

Из книги Дивеево. Русская земля обетованная автора Бежин Леонид Евгеньевич

«Трёх радостей» В начале XVIII столетия некий благочестивый живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Впоследствии священник пожертвовал

Из книги автора

Поучение 1-е. Первый день Пасхи (Праздник Пасхи – праздник радости духовной для всех) Христос воскресе!I. По уставу нашей православной Церкви мы должны, братия, прочесть вам ныне известное слово св. отца нашего Иоанна Златоустого, что и намерены теперь сделать. Но как это

Из книги автора

Часть II. Дивеевская обитель Глава первая. Избранное Дивеево Мы так подробно рассказали о деле Георгия, Иосии и настоятеля Иоанна, чтобы стало ясно, почему не Саров, а Дивеево избрано в четвертый удел Богородицы (Она нарекла Себя его игуменьей) и почему именно ему, по

«Радость Всех Радостей» («Серафимово Умиление», Умиление Серафимо-Дивеевская) - поясное изображение Богоматери без Младенца Христа, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография имеет западноевропейские источники, появилась в России в XVII веке. Венец Божией Матери обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».

Иконография получила распространение как келейная икона преподобного Серафима Саровского (1754 - 1833). Согласно жизнеописанию, составленному до прославления преподобного по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся жизнь святого проходила под покровительством Богоматери. Он удостоился нескольких явлений Божией Матери, Она исцеляла его от смертельных болезней. У преподобного Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона Умиление, которую сам старец называл «Радость всех радостей». Перед этой иконой он скончался, стоя на коленях.

Келейный образ был написан на полотне, натянутом на кипарисовую доску. После смерти преподобного Серафима келейную икону передали в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством старца Серафима. В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу, в Троицком соборе устроили особый придел, посвященный ее имени - Умилению Богоматери. Митрополит Серафим (Чичагов) составил особую службу прославленной иконе. К открытию мощей преподобного Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации в 1903 году началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преподобного Серафима.

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография/ Составитель и отв. редактор Н. Н. Чугреева. М., 2004.

3. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

4. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.

5. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.

6. Святые образы: Русские иконы XV - начала XX веков из частных собраний / Авт.-сост. И.В. Тарноградский. Авт. текстов И.Л. Бусева-Давыдова. М., 2006.

7. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

8. Belik Zhanna . Pyhittäjä Serafimin ikonit Suomessa. (Иконы преподобного Серафима в Финляндии) // Nunna Ksenia. Pyhittäjä Serafim Sarovilainen. Lintulan Pyhän Kolminaisuuden luostari, 2008. Р. 321- 367.

Самое подробное описание: молитва умиление всех радостей радость - для наших читателей и подписчиков.

Икона Божией Матери «Умиление», или «Радость всех радостей», Серафимо-Дивеевская

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Умиление», или «Радость всех радостей» молятся об исцелении всех немощей телесных.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Умиление» Серафимо-Дивеевской

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных раб Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4, поемый в Серафимо-Дивеевском монастыре, Нижегородской епархии

К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Юже подражая неплодную смоковницу, аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное умиление.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

Название книги

Канонник (русский перевод)

Тимрот Амвросий

КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ «УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОЙ («ВСЕХ РАДОСТЕЙ РАДОСТЬ»)

К Богородице со умилением припадем, / все, грехами обремененные, / чудотворную Ее икону «Умиление» лобзая / и взывая со слезами: / «Владычица, прими моление недостойных рабов Твоих / и подай нам, просящим, / великую Твою милость».

Ирмос: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.

Умили́сь, уми́лостивись, умилосе́рдись, Владычица, / надо мною, грешным и недостойным рабом Твоим, / дерзающим воспеть Твои чудеса.

Матерь Божия Пречистая, / не отринь меня, окаянного и нечистого, / дерзающего воспевать Твои чудеса, Умиление.

Слава: Иного прибежища и теплого хода́тайства / к Сыну Твоему и Богу нашему не имею я, Всехвальная; / потому сподо́би меня, многогрешного, / восхвалить Твои чудеса.

И ныне: Леностью охвачен и страстями обуреваем, / я непотребный раб Твой, Владычица, / не знаю как по достоинству восхвалить / и прославить Твои чудеса.

Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Один я, злосчастный, / в своей жизни согрешил более всех людей, Пречистая, / но, надеясь на щедроты Твои, взываю: / «Душевного умиления меня сподо́би!»

Никто из прибегающих с верою / под Божественный Покров Твой, Владычица, / пустым от Тебя не отходит, / потому и я, многогрешный, дерзаю взывать: / «Божественного умиления меня сподо́би».

Слава: Иаков, лестницу Божественную узрев, сказал: / «Она – основание Божие!» / Это – Ты, Прехвальная; потому молю Тебя: / благого восхождения к добродетели и меня, / совершенно недостойного, сподо́би.

И ныне: Благосклонно всех слышащую в скорбях / и несчастьях душевных и телесных / явил Тебя Господь, Богородица Благая; / так и мне, тяжко обуреваемому страстями безумными, / слезы умиления подай / и Твоего, Дева, материнского заступления сподо́би.

Господи, помилуй, трижды.

Выше головы моей взошли грехи мои, Владычица, / осквернен я ими, и нет исцеления для плоти моей; / но Ты, Многомилостивая, да́руй душе моей слезы покаяния / для очищения скверн греховных / и телесные недуги уврачуй, / Врача всех и Господа родившая.

Слава, и ныне, Богородичен: Раны душевные навлекли на меня / и телесные болезни, Владычица, / но Ты, как Премилостивая, и то и другое исцели, / подавая мне неоскудевающий дар духовного умиления, / чтобы я непрестанно славил Твое / всесильное заступление.

Ирмос: Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / «Слава, Христе, силе Твоей!»

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Где осенит благодать Твоя, Владычица, / там всякая скорбь исчезает и веселье водворяется. / Удостой ее и меня, недостойного, взывающего: / «Радуйся, Богородица, всех радостей Радость!»

Ни слез не имею, я несчастный, / ни душевного умиления, / но Сама, как Милосердная, подать мне это благоволи, / чтобы я взывал: / «Радуйся, Дева Пречистая, всех радостей Радость!»

Слава: Меня, немощного и жалкого от язв греховных, / уврачуй, Пречистая, / изливая милосердия Твоего елей, / и воздвигни, чтобы я мог петь Тебе: / «Радуйся, Владычица, всех радостей Радость!»

И ныне: Омрачился я умом в житейских наслаждениях, / но Ты, Владычица, свет помраченной моей души, / разгони тьму страстей моих, / дабы просветившись Тобою, я взывал: / «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Ирмос: Изумился весь мiр / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Доколе поносит враг и на землю низвергает / меня, немощного и расслабленного тяжко душою и телом? / Умились, Владычица, и низложи бо́рющихся со мной врагов, Всехвальная, / душе моей мир подавая.

Выше всех Ангелов и Архангелов / явилась Ты, Чистая Божия Отроковица, / потому молю Тебя / стрелы вражьи, против меня наострённые, сокруши, / душе мир подавая.

Слава: Доколе, душа моя, пребываешь в согрешениях, / конца не кладешь греховному обычаю! / Воспрянь из глубины зол, взирая на могущественное заступление Пречистой, / всегда скорой тебе на помощь / и благодатию Своею мир душе и телу подающей.

И ныне: Радость, и веселье, и ликование Божественное, / Дева, не знавшая мужа, для нас умножились по воле Божией: / ибо вот, среди плача горького, / мы радуемся по Твоим молитвам.

Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Радуясь о Божественном величии, / как начале нашего веселия, / мы благодарственные возгласы приносим Деве, / усердно почитая Ее, как нашу Заступницу.

Достойно Тебе радостную песнь, / мы, Чистая Дева, с веселием приносим, / избавившись от бед Твоими молитвами.

Слава: Ангельские языки́ воспеть не могут / похвал Тебя достойных, Чистая; / мы же ныне, по-рабски за это взявшись, / возглас Гавриила «Радуйся!» приносим Тебе.

И ныне: Как Божественное прибежище, / мы все стяжав хода́тайство Твое пред Богом, / в напастях, и в гонениях, и грехах прибегаем к Тебе / и от Тебя, Пречистая, избавление принимаем.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Уподобившись бесплодной смоко́внице, / я, несчастный, умиления плода совсем не приношу / и быть срубленным страшусь; / но, взирая к чудотворной Твоей иконе Умиления, Владычица, / стенаю от всего сердца и взываю: / «Умилостивись, Благосердная, / и надо мной, окамененным сердцем, / благоволи подать душевное и сердечное умиление!»

Икос: Превзошел грехами моими / блудницу, и блудного сына, и мытаря, и разбойника, и ниневитян, / я один, злосчастный более всех людей; / и, лишившись благодати и дерзновения ко Господу, / стенаю от всего сердца и взываю: / «Заступницей и Поручительницей спасения / многогрешной душе моей благоволи Себя явить, / подавая мне душевное и сердечное умиление!»

Ирмос: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!»

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Ре́ку неисчерпаемую милости Твоей / ко всем грешникам, Владычица, Ты изливаешь. / Потому молю: напои́ мою жаждущую душу / и иссохшее от грехов сердце мое ороси, / дабы я, благословляя, воспевал: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, благослове́н Ты!»

Всех благосклонно выслушивающая в скорбях / и несчастьях душевных и телесных, / не отвергни, Владычица, и меня, недостойного, / но сподоби петь: / «Господь и Бог отцов, благослове́н Ты!»

Слава: Не отринь, Богородица, / меня, уязвлённого советом змия, / не возгнушайся мною, смердящим грехами многими, / но сподоби петь всегда: «Господь и Бог отцов, благослове́н Ты!»

И ныне: Когда престолы будут для Суда поставлены / и Судилищу Христову предстанут все рождённые на земле, / тогда яви, Владычица, материнское Твое заступничество / и неоскудевающую помощь, мне взывающему: / «Господь и Бог отцов, благослове́н Ты!»

Ирмос: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

От страха меня избавь, о Владычица, / от злобы и воздушных мыта́рств. / Яви великую милость Твою / на мне, недостойном, но воспевающем: / «Пойте Господа, творения, / и превозносите Его во все века!»

Избавь меня, Пренепорочная, / от нападения злых людей и лукавых бе́сов, / ибо трепещут они от имени Твоего великого / и словно дым исчезают; / меня же в умилении се́рдца сподоби петь: / «Пойте Господа, творения, / и превозносите Его во все века!»

Слава: Угаси, Всехвальная, огненные стрелы / князя области тёмной, всегда бо́рющегося со мной, / немощным и унылым, / и сподо́би меня благодарственно воспевать: / «Пойте Господа, творения, / и превозносите Его вовеки!»

И ныне: Прими пение мое убогое, Всемилостивая Госпожа, / Дева Владычица Богородица, / материнским Твоим милосердием покрывая поющих: «Пойте Господа, творения, / и превозносите Его во все века!»

Ирмос: Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Когда изнеможет крепость моя / при исходе души моей грешной / из несчастного и скверного тела сего, / тогда особенно яви на мне, недостойном, / крепость мышцы Твоей, Всеблагая: / дай мне в час смерти радостно взывать Тебе: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Нищ и убог, лишён я дел благи́х, / не имея умиления душевного; / Ты Сама, Премилостивая, / да́руй мне благодарственно взывать: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Слава: Иссо́пом милосердия Твоего / окропи́ меня, Пречистая, / да очищусь от тяжких и лютых беззаконий моих / и во умилении души буду взывать от сердца: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

И ныне: О чем помыслил я в душе моей, то и принес / – посильное пение Тебе, Владычица; / не отринь же его по обычному Твоему милосердию / и не возгнушайся мною, многогрешным и нечистым, / но сподо́би всегда во умилении петь Тебе: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Горячее заступничество в бе́дах и Помощницу / и с Богом примирение, / Ту, благодаря Которой мы от гибели избавились, / – Богородицу, верные, прославим.

Слава, и ныне, Богородичен: В Тебе мы, грешные, имеем Покровительницу, / о пречистая Дева, / Ты благосклонным к нам соделай Сына Твоего и Бога / материнскими Твоими молитвами.

О Пресвятая Госпожа, Владычица Богородица Дева! Прими недостойные молитвы наши, сохрани нас от наветов злых людей и от внезапной смерти, подай нам прежде конца покаяние, над молениями нашими умилосердись и вместо печали радость да́руй. И избавь нас, о Госпожа Владычица Богородица, от всякой беды, напа́сти, скорби, болезни и от всякого зла. И при втором пришествии Сына Твоего Христа Бога нашего удостой нас, грешных рабов Твоих, стать справа от Него и унаследовать Царство Небесное и жизнь вечную со всеми святыми в бесконечные века. Аминь.

Прими, всеблагая и могущественная пречистая Госпожа, Владычица Божия Родительница, эти драгоценные дары, Тебе единой подобающие, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, явившаяся высочайшей всех творений небесных и земных! Ведь благодаря Тебе ныне Господь Сил с нами, и чрез Тебя мы Сына Божия познали и удостоились святого Тела Его и пречистой Крови Его. Потому блаженна Ты в родах родов, в Боге блаженство стяжавшая, Херувимов светлейшая, и честью Серафимов высшая. И ныне, всехвальная пресвятая Богородица, не преставай молиться о нас, недостойных рабах Твоих, чтобы избавиться нам от всякого совета злого и от всякого несчастья, и сохраниться невредимыми от всякого ядовитого нападения диавола. Но даже до конца молитвами Твоими без осуждения нас сохрани, чтобы Твоим заступничеством и помощью спасаемые, мы за все славу, хвалу, благодарение и поклонение воссылали в Троице единому Богу и всех Создателю, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Умиление - Всех радостей Радость: молитвы

Слава:

И ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Слава, и ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Икос:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Слава, и ныне:

Мати Божия Пречистая, / не отрини мене, окаяннаго и нечистаго, / дерзающаго пети Твоя чудеса, Умиление.

Слава: Инаго прибежища и теплаго предстательства / к Сыну Твоему и Богу нашему не имам, Всепетая, / темже сподоби мя, многогрешнаго, восхвалити Твоя чудеса.

И ныне: Леностию одержимь и страстьми обуреваемь есмь аз, / неключимый раб Твой, Владычице, / недоумею по достоянию восхвалити и прославити Твоя чудеса.

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в Божественней Твоей славе / венцев славы сподоби.

Никтоже, прибегаяй с верою под Божественный Покров Твой, Владычице, / тощь от Тебе исходит, / темже и аз, многогрешный, дерзая, зову: / Божественнаго мя умиления сподоби.

Слава: Иаков, лествицу Божественную видев, рече: / степень Божия сия, Яже еси Ты, Препетая; / темже молю Тя: / благаго восхождения к добродетели и мене, люте недостойнаго, сподоби.

И ныне: Юже всем благопослушную в скорбех и обстояниих душевных и телесных / яви Тя Господь, Богородице Благая, / тако и мне, люте обуреваемому страстьми безместными, слезы умиления подаждь / и Твоего, Дево, Матерняго заступления сподоби.

Превзыдоша главу мою греси мои, Владычице, / осквернен ими есмь, и несть исцеления в плоти моей, / но Ты, Многоблагоутробная, даруй души моей слезы покаяния на очищение скверн греховных / и телесныя недуги уврачуй, Врача всяческих и Господа рождшая.

Слава, и ныне: Раны душевныя привлекоша на мя и болезни телесныя, Владычице, / но Ты, яко Премилостивая, обоя исцели, подавающи мне неоскудный дар духовнаго умиления, / и да непрестанно славлю Твое всемощное заступление.

Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества, / во облаце легце, / прииде Иисус Пребожественный, / нетленною дланию, и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей.

Слез не имам, окаянный аз, ниже душевнаго умиления, / но Сама, яко Милосердая, сия ми подати благоволи, да взываю: / радуйся, Дево Пречистая, всех радостей Радосте.

Слава: Немощна мя суща и окаянна струпы греховными, / уврачуй, Пречистая, милосердия Твоего елей изливающи, / и воздвигни пети Тебе: / радуйся, Владычице, всех радостей Радосте.

И ныне: Омрачихся умом в житейских сластех, / но Ты, Владычице, свете помраченныя души моея, разгони тьму страстей моих, / да просвещся Тобою, вопию: / радуйся, Невесто Неневестная.

Ирмос: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей, / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.

Вышши всех Ангел и Архангел явилася еси, Чистая Богоотроковице, / темже молю Тя, стрелы вражия, на мя изощренныя, сокрушити, / души мир подавающи.

Слава: Доколе, душе моя, пребываеши в прегрешениих, конца не имущи греховному обычаю, / возникни из глубины зол, взирающи державному заступлению Пречистыя, всегда на помощь тебе скорыя / и благодатию Своею мир души и телу подавающия.

И ныне: Радость, и веселие, и радование Божественное, / Дево Неискусомужная, нам умножися Божие: / се бо, плачущиися люте, радуемся молитвами Твоими.

Ирмос: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим.

Достойно Ти песнь радования, Чистая Дево, веселящеся, приносим, / избавльшеся от бед Твоими молитвами.

Слава: Ангельстии языцы достойно Твоя хвалы воспети не могут, Чистая, / мы же ныне, рабски вземшеся, / радование Гавриилово приносим Ти.

И ныне: Яко Божественное прибежище, мы покров Твой вси стяжавше к Богу, / в напастех, и в гонениих, и гресех к Тебе прибегаем / и Тобою изменение приемлем, Пречистая.

Юже подражая неплодную смоковницу, / аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, / но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, / стеню от сердца и вопию: / умилися, Благосердая, / и мне, окамененному сердцем, / благоволи подати душевное и сердечное умиление.

Икос: Превзыдох грехи моими блудницу, и блуднаго, и мытаря, / и разбойника, и ниневитяны, аз един, окаянный паче всех человек, / и, лишився благодати и дерзновения ко Господу, стеню от сердца и вопию: / Тя Ходатаицу и Споручницу спасения многогрешней души моей благосотвори, / подающи ми душевное и сердечное умиление.

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии / паче Создавшаго, / но огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог благословен еси.

Яже всем благопослушная в скорбех и обстояниих душевных и телесных, Владычице, / не отвержи и мене, недостойнаго, но сподоби пети: / отцев Господь и Бог, благословен еси.

Слава: Не отрини, Богородице, мене, уязвленнаго советом змииным, / не возгнушайся мене, смраднаго грехи многими, / но сподоби всегда пети: / отцев Господь и Бог, благословен еси.

И ныне: Егда престоли на Суд поставятся и Судищу Христову предстанут вси земнороднии, / тогда яви мне, Владычице, Матернее Твое заступление, неоскудную помощь, вопиющу: / отцев Господь и Бог, благословен еси.

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородично спасло есть, / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте, дела, / и превозносите Его во вся веки.

Избави мя, Пренепорочная, озлобления злых человеков и лукавых бесов, / трепещут бо имене Твоего великаго, яко дым исчезают; / мене же во умилении сердца сподоби пети: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Слава: Темныя власти князя, всегда борющаго мя, немощнаго и унылаго, разжженныя стрелы угаси, Всепетая, / и сподоби мя благодарственно воспевати: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во веки.

И ныне: Пение мое приими убогое, Всемилостивая Госпоже Дево, Владычице Богородице, / Матерним Твоим милосердием покрывающи поющия: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Ирмос: Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же Безплотных умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная Богородице, / Чистая Приснодево.

Нищ и убог есмь от дел благих, не имый умиления душевнаго, Премилостивая, / Ты Сама дарствуй ми, да благодарственно вопию: / радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Слава: Иссопом милосердия Твоего окропи мя, Пречистая, / да очищуся от тяжких и лютых беззаконий моих и во умилении души да взываю от сердца: / радуйся, Всеблаженная, Чистая Приснодево.

И ныне: Еже помыслих в души моей, по силе принесох пение Тебе, Владычице, / не отрини убо обычным Твоим милосердием / и не омерзи мною, многогрешным и нечистым, / но сподоби всегда во умилении пети Тебе: / радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Слава, и ныне: Тя Предстательницу имамы, грешнии, о Пречистая Дево, / Ты благопремененна сотвори Сына Твоего и Бога нашего / Матерними Твоими молитвами.

С 10 ноября в Самаре пребывает мироточивая икона из брянского поселка Локоть. А первыми ее встретили в самарском Кирилло-Мефодиевском соборе.

10 ноября тихо и незаметно явила жителям Самары Свое чудо Пресвятая Богородица: в наш город прибыла мироточивая икона «Умиление» из брянского поселка Локоть. С волнением и любовью принял святыню настоятель Кирилло-Мефодиевского собора протоиерей Сергий Гусельников. С подобающим почетом внес ее и поставил в центре храма.

Великое значение имеет каждая святыня, тем более чудотворная икона Божией Матери, - сказал отец Сергий Гусельников. - Потому что Матерь Божия простирает над верующими Свой покров и защищает от всякого зла Своим омофором. Я давно слышал об этой удивительной мироточивой иконе, но и не думал, что эта святыня придет в наш собор. А Матерь Божия все устроила Своим Промыслом, и вот икона эта прибыла в наш храм. Мы все помним посещение Самары великой святыней - Поясом Пресвятой Богородицы, который пребывал в Покровском кафедральном соборе, и многие тысячи людей приходили и приезжали туда, чтобы помолиться о помощи Царицы Небесной в их нуждах, скорбях и болезнях. И прибытие этой чудотворной иконы «Умиление» имеет очень большое значение, потому что Матерь Божия слышит наши молитвы, откликается на наши просьбы. Конечно, Матерь Божия очень много дает для спасения нашей души, для исцеления как телесных недугов, так и душевных. И сопровождающие эту икону свидетельствуют о том, что за восемнадцать лет с начала мироточения иконы произошли тысячи случаев чудесных исцелений, помощи от Божией Матери по молитвам у этой иконы. Поэтому мы надеемся, что и здесь у нас в Самаре Матерь Божия поможет многим людям по молитвам пред чудотворной иконой «Умиление».

Обыкновенное чудо

В тот день зубной врач Наталья Николаевна Мурашкина пришла в поселковый универмаг за покупками. Но в одном отделе магазина взгляд ее упал на небрежно брошенный календарь-плакат с изображением любимой иконы Божией Матери «Умиление».

Да не обращайте внимания, он просроченный, все равно выбрасывать, - отмахнулась продавщица. И Наталья уже пошла дальше, но на сердце было неспокойно. Лик Матери Божией на Ее иконе - пусть это и простой лист бумаги, просроченный календарь, - валялся под ногами, на полу, как ненужный хлам…

Она вернулась и купила этот календарь. Принесла домой, отрезала численник, а икону повесила на стену. Не подозревая, что этот поступок изменит всю ее - и не только ее! - жизнь.

2 ноября 1998 года икона вдруг заблагоухала и замироточила. Из тонкого бумажного листа проступало чудесное миро, текло по прекрасному лику Пресвятой Богородицы! И Наталья решила сообщить об этом Правящему Архиерею - тогда Брянской епархией управлял Архиепископ Мелхиседек (Лебедев).

Ну не показывать же было Владыке такой вот листочек из календаря, - рассказывает сопровождающий икону Юрий Иванович Шишков, помощник Правящего Архиерея Железногорской и Льговской епархии Курской Митрополии Епископа Вениамина. - Решили сделать для нее рамочку. А когда сняли со стены, то увидели, что на обратной стороне иконы проявился образ Богородицы, только уже нерукотворный. Владыка Мелхиседек приехал, взял икону - и миро заструилось по его рукам. «Сколько раз я был в Иерусалиме и на Афоне, но нигде не видел таких чудес! - воскликнул Владыка. - Наверное, на Небесах нам хотят что-то этим чудом сказать». И Архиепископ Мелхиседек благословил оставить икону в доме. Но сделать для нее часовню - не отдельное здание, а пристройку к дому. Часовня эта построена, и в ней икона и пребывает постоянно.

Впоследствии повезли икону в Снетогорский женский монастырь, и духовник Псковской епархии архимандрит Гермоген (Муртазов) молился перед ней и сказал: «Этой иконе Господь даровал особые и сугубые дары. Она будет притягивать к себе людей. Безплодные женщины, помолившись пред этой иконой, будут рождать здоровых детей. Она будет способствовать исцелению рака. Она будет помогать отыскивать пропавших людей - не только живых, но и мертвых. Этой иконе дана сила и власть менять жизненный путь каждого человека, кто будет с верой к ней обращаться».

И вот уже восемнадцать лет к иконе едут люди со всего мира.

Любимая икона Батюшки Серафима

Образ Божией Матери «Умиление» - это любимая икона Преподобного Серафима Саровского, - продолжает Юрий Иванович Шишков. - Батюшка Серафим называл эту икону «Всех радостей Радость», молился перед ней на коленях и почил в коленопреклоненной молитве перед этим образом.

В 30-е годы прошлого века, после разгрома Дивеевского монастыря, монахи спасли эту икону, и долгие годы она передавалась от одного хранителя к другому. После смерти последнего хранителя икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Он оставил икону в домовом Патриаршем храме. И теперь эту икону выносят на поклонение только один день в году, Великим постом, на Похвалу Пресвятой Богородицы, в Елоховском соборе в Москве. Поэтому этот образ даже в России мало кто видел, ведь не каждый может себе позволить приехать в этот день в Москву. Для Дивеева же был написан список иконы, который теперь тоже почитается как чудотворный.

Икона, которую мы привезли, также является ее копией. Она была обретена в селении Локоть Брянской области - бывшем имении Великого Князя Михаила Александровича Романова, младшего брата Царя-Страстотерпца Николая II и последнего русского Царя. Хотя и правил он Россией всего один день, но все же это глубоко символично. Первый Царь из династии Романовых был Михаил, и последний правящий Россией Царь был Михаил. Сколько еще нужно ждать, пока исполнится предсказание о восшествии на престол Царя, мы не знаем. Нам это не открыто.

Великий Князь Михаил был убит большевиками первым среди Романовых, это случилось под Пермью в ночь с 12 на 13 июня 1918 года. Тело его, как сообщали большевики, сожгли в топке металлургического завода. Князь-мученик был прославлен в лике святых Русской Зарубежной Церковью, а сейчас, когда две ветви Русской Православной Церкви наконец-то воссоединились, начинается прославление его и у нас в России.

Каждый год в день его памяти 12 июня в поселке Локоть проходит Крестный ход, посвященный памяти Великого Князя, а Крестный ход возглавляет эта икона.

Юрий Иванович прервал свой рассказ, глянул с мягкой улыбкой:

А вы знаете, что первой о чуде в поселке Локоть написала именно ваша газета? По благословению приснопоминаемого Митрополита Курского Ювеналия Евгений Муравлев написал об этом в Православную газету «Благовест», с которой сотрудничал несколько лет как собственный корреспондент по Курской области. И тогда о мироточивой иконе Божией Матери «Умиление» прочитали многие читатели «Благовеста». Ну а всероссийскую известность она получила в 2003 году, когда отмечали 100-летие прославления Преподобного Серафима Саровского.

«Среди лета запоют Пасху!..»

Где же и быть журналисту «Благовеста» 1 августа 2003 года, - конечно, в Дивееве, на торжествах, посвященных столетию прославления Батюшки Серафима! Томиться в ожидании у Цыгановки - с металлической галереи поста ГАИ, с небольшой высоты можно сделать хорошие снимки. Услышать от стоящих рядом старушек рассказ о последних монахинях Дивеевской обители, живших в ближних селах после разгрома монастыря. Увидеться с иереем Олегом Ступичкиным - знать бы, что в последний раз, что недалек день, когда буду молиться о нем как о убиенном!.. И ждать, ждать, всматриваясь до рези в глазах: когда же из-за поворота появится Крестный ход! И вот - зашумело, заволновалось людское море: идут! И величественный Крестный ход вышел с закрытой территории, куда без специального пропуска не попасть. И все мы, толпившиеся у дороги, ринулись в огромную колонну с хоругвями, иконами, с серебряной ракой, в которой несли из Сарова в Дивеево святые мощи Батюшки Серафима!.. И в неизъяснимом волнении шли за Батюшкой, «радуяся вкупе и трепеща». И когда Крестный ход под звон колоколов вошел в Дивеево, кто-то громко ахнул, указывая на небо. Солнце играло, переливаясь разными цветами. Было первое августа - и на душе была Пасха!

А когда рака с мощами заняла свое место в Троицком соборе, когда закончилось Богослужение, люди понемногу, неохотно стали расходиться. И небольшая группа людей встала у собора - помнится, Преображенского. «Сейчас принесут икону…» - нехотя пояснил кто-то. «Мироточивую, из поселка Локоть», - так же скупо добавил другой. И я встала рядом с ними, чтобы вслед за иконой пройти через Дивеево к тому палаточному лагерю, где остановились крестоходцы, пришедшие на торжества в Дивеево из Курска, с родины Преподобного Серафима Саровского.

На небе зажглись первые звезды, когда мы пришли в лагерь. И для тех, кто, как и я, впервые видел эту чудотворную икону, кто-то из крестоходцев рассказал тогда еще не столь длинную историю ее явления…

Знаете, Юрий Иванович, мне тогда непонятно было, почему украшена металлической ризой обратная, а не лицевая сторона иконы, - говорю сегодня, через тринадцать лет, уже не безымянному «кому-то», а помощнику Архиерея Железногорской и Льговской епархии, сопровождающему чудотворную икону в поездке в Самару - как и во всех других поездках. И он отвечает:

А в Крестном ходе от Курска в Дивеево икона и вовсе шла в простом дорожном киоте, без ризы. Сама история изготовления ризы удивительна - и заслуживает отдельного рассказа.

Нерукотворный образ

Конечно, сейчас, глядя на эту дивно украшенную икону, если не знать, то и не подумаешь, что это раньше был всего лишь обыкновенный настенный календарь. Сейчас она одета в красивые дорогие ризы.

Юрий Иванович Шишков рассказывает прихожанам о нерукотворном образе, проявившемся на обратной стороне иконы.

Накануне Крестного хода Наталья решила изготовить для иконы ризы. Но не штампованные, а особые, достойные этой святыни. Собрав, сколько смогли, денег, приехали в Софрино. Но когда вышел мастер и увидел эту литографию, он лишь снисходительно улыбнулся и сказал: «А вы понимаете, куда вы вообще приехали? Мы ведь делаем ризы на старинные ценные иконы! Мы выполняем заказы самого Патриарха. А вы что привезли? Ну подумаешь, мироточит! Знаете ли, у нас, бывает, софринские иконы мироточат, и нас трудно удивить мироточением. Рекомендуем вам обратиться в мастерскую рангом пониже. Ну, впрочем, если вы так уж хотите, чтобы именно мы изготовили ризу, то это будет стоить…» И была названа такая сумма, что если бы даже Наталья продала свой дом, то и этих денег вместе с собранными раньше средствами вряд ли хватило бы.

Но когда была озвучена эта цифра, икона вдруг засияла изнутри дивным светом. Она переливалась всеми цветами радуги. И Матерь Божия на иконе открыла очи. Посмотреть на это чудо сбежались все работники комбината «Софрино» - а это огромное производство. И работа в комбинате остановилась. Прибежал заместитель директора комбината и распорядился: немедленно унесите эту икону ко мне в кабинет, вы срываете заказ Патриарха! Это же был канун празднования 75-летия со дня рождения Патриарха Алексия II. Икону унесли в кабинет, но люди все равно стали туда по одному просачиваться, чтобы хоть глянуть на это чудо. И один предложил: «Я вам пожертвую материалы для ризы», - другой передал камни для украшения. И совершенно безплатно взялся изготовить ризу, пока лишь на одну сторону иконы, мастер самого Патриарха - тот самый, который впоследствии, в ходе работы и заметил, что кроме лика Матери Божией здесь есть еще и образ Господа нашего Иисуса Христа.

Икону оставили у него. Наталья вернулась домой. А через три дня ей позвонил мастер:

Наталья Николаевна, в нашей Церкви существуют очень жесткие каноны. Они касаются и изготовления риз на иконы. И если мы делаем ризы для иконы Божией Матери, где нет Богомладенца либо Спасителя, то используем для украшения камни Богородичных цветов - белого и голубого. А когда делаем ризы для иконы, где присутствует Богомладенец или Спаситель, мы используем рубины. И экспертный совет принял решение, что по канонам на ризу для нерукотворного образа необходимо использовать рубины.

Наталья ничего не поняла. Он повторил вновь. И опять она не уразумела, к чему он это говорит, ведь на иконе Матерь Божия одна. И тогда мастер задал прямой вопрос:

А разве вы не знаете, что на нерукотворном образе кроме лика Матери Божией присутствует еще и образ Христа?

Я это от вас впервые слышу! - ответила Наталья.

Положите на стол фотографическое изображение нерукотворного образа. Положили? А теперь обойдите вокруг и посмотрите еще раз.

И только сделав это, она поняла, о чем говорит мастер. Этот образ мы все прекрасно знаем по Туринской плащанице: это образ Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа. Работая над ризой, мастер решил прежде всего одеть ризой нерукотворный образ по контуру. И в ходе работы он заметил, что кроме лика Матери Божией на иконе присутствует еще одно изображение, которое до него никто не видел.

И вот эту ризу на нерукотворный образ привезли 31 июля, по завершении Крестного хода из Курска, а на следующий день икона уже была в Сарове одетой в ризу.

А на лицевую сторону риза была изготовлена спустя два года, к Крестному ходу Москва - Минск - Киев.

Как-то к нам приехала из Санкт-Петербурга очень известная художница-иконописец, чтобы первой написать список этой иконы. Но увидев нерукотворный образ, она сказала: «Я не смогу это воспроизвести! И никто не сможет. Мы работаем кистью, но самый тонкий мазок будет слишком грубым. Ведь этот образ написан светотенью. И ни одному земному художнику, иконописцу такое неподвластно. Как не может земной человек мертвое сделать живым».

Нельзя сказать, что этот образ написан миром. Мы ведь пробовали провести такой «следственный эксперимент». Брали икону с белой обратной стороной и капали на нее миром. А бумага гигроскопична, и миро пропитывает бумагу насквозь, пятно начинает расплываться, пока вся бумага не становится мокрой от мира. Когда Матерь Божия изобразила этот образ, то вокруг него бумага оставалась белой, только по краям были темные пятна от мира. Но этот снимок был сделан много лет назад. Сама икона для государства не представляет ценности, поскольку это обыкновенная бумага, но ценность представляет риза, сделанная весьма искусно, и к тому же на ней разные интересные камушки. И когда мы вывозим икону за рубеж, то оформляем в Министерстве культуры разрешение на вывоз из-за ризы. Несколько лет назад, когда мы сняли ризу, то увидели, что вся поверхность обратной стороны иконы стала темной, все пропитано миром. Но по периметру нерукотворного образа остается один сантиметр белой бумаги, который не пропитан миром. Матерь Божия не дает миру сомкнуться и поглотить этот образ. И поэтому сказать, что образ написан миром, нельзя. Техника его написания нам неизвестна. Это тайна. Как и многое еще, что связано с этой иконой. Мы просто по послушанию делаем свое дело, а что и как будет дальше - тайна Божия.

Нечаянная радость

Те люди, которые тогда, в 2003 году, пешочком с непрестанной молитвой шли из разных уголков некогда единого и необъятного Советского Союза в Дивеево - а таких Крестных ходов было множество! - все они потрудились во славу Преподобного Серафима Саровского.

Пришел и наш Крестный ход из Курска, нас разместили в одном из палаточных лагерей. Их было несколько, ведь тогда на торжества собрались многие тысячи человек. Но основные торжества были в Сарове. Закрытом городе, куда попасть мы и не мечтали. В те праздничные дни в Саров приехали Православные Патриархи со всего мира, Президент Владимир Владимирович Путин и официальные лица из Правительства России.

И вот в ночь на 1 августа в палатку к крестоходцам пришел Архиерей из оргкомитета по проведению торжеств.

- Кто был этот Архиерей?

И до сих пор не знаю. Наталья спросонья не сразу и поняла, что это Владыка, подумала, какой-то
священник пришел поклониться иконе. Он ее расспрашивает об иконе, а Наталья с досадой (так устала, только прилегла - и не дали отдохнуть!) отвечает на вопросы. В палатке темно, и она не сразу разглядела, что на груди у пришедшего украшенный рубинами необычный крест.

А Архиерей передал распоряжение Патриарха, чтобы мироточивую икону доставили в Саров. Наталья удивилась: почему? Архиерей ответил: «А разве вы не знаете, что завтрашний Крестный ход еще при жизни предсказал Серафим Саровский? Он говорил, что придет время, и пойдет Крестный ход из Сарова в Дивеево. Народу будет, как колосьев в поле. А впереди будут нести чудотворную икону. И Святейший Патриарх Алексий считает, что Серафим Саровский имел в виду вашу икону».

Почему Патриарх принял такое решение, мы не знаем и поныне, какое ему было откровение. Ведь он мог бы для этого исторического Крестного хода дать оригинал иконы, перед которым молился сам Преподобный. А мог бы взять дивеевский список из монастыря - он тоже чудотворный. Но Патриарх благословил нести доселе мало кому известную литографию, которая была принесена в Дивеево Крестным ходом с Курской земли. Так или иначе, но на этой иконе исполнилось пророчество, и теперь мы можем утверждать, что явление этой иконы предсказал сам Серафим Саровский.

Икону сразу увезли в Саров. А за ночь сотрудники госбезопасности выдали разрешение тридцати участникам нашего Крестного хода, и нас привезли в Саров. В Сарове же вот что произошло. После Патриаршей службы начался Крестный ход из Сарова в Дивеево. А раку с мощами в самом начале Крестного хода понесли двенадцать Архиереев. Рака тяжелая, серебряная, 240 килограммов. Дальше Архиереи должны были передать раку специально отобранным монахам. Но эти монахи по какой-то причине в Саров не попали. Оказалось, что мощи некому нести. И братия нашего Крестного хода несла из Сарова мощи Серафима Саровского. И это тоже было большое чудо, нечаянная радость.

Так все управил Батюшка Серафим.

А людей в том предсказанном Крестном ходе из Сарова в Дивеево и правда было, как колосьев в поле, - не счесть.

Благодать прольется чудом

- Но как получилось, что икона из брянского поселка оказалась главной святыней Крестного хода из Курска?

Это не совсем так. Официально главной святыней была Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» - список с чудотворной явленной иконы, после революции вывезенной за границу.

Однажды мне в Курск позвонили из редакции газеты «Русь Державная»: приедет Андрей Бардиш, помоги ему. Андрей приехал с идеей проведения Крестного хода из Курска в Дивеево. Но попасть к Владыке было не так просто. А я духовное чадо схимитрополита Ювеналия, ныне покойного, потому и смог привести его к Владыке Ювеналию. И так как я уже знал эту мироточивую икону, то предложил поехать в Локоть и попросить у Наталии разрешения взять икону в Крестный ход. Андрей приехал в Локоть и положил перед иконой благословение Митрополита Ювеналия на Крестный ход. И тут с иконы на это благословение излилась целая струя мира! «Хорошо, что я заранее сделал ксерокопию благословения Владыки!» - воскликнул Андрей. Теперь этот документ, весь залитый миром, никому нельзя было показать. Кто посмотрит - скажет: вы что, пирожки в него заворачиваете?!

Мы вернулись к Владыке Ювеналию и показали, что произошло с выданным им документом. И Владыка к собственному благословению приложился, как к святыне. И сказал: «Я не могу благословить вам несение иконы «Умиление» как главной святыни, потому что она из другой епархии. Благословляю нести Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение», а вы как руководители Крестного хода можете также пригласить для участия в нем любую другую икону».

Так мы и поступили. И хотя главной иконой значилась икона «Знамение», фактически возглавила Крестный ход икона из поселка Локоть. И впоследствии в Крестных ходах участвовали три иконы: «Знамение», Преподобного Серафима Саровского и эта икона. А в 2005 году Патриарх Алексий II нас в Москве на Славянской площади благословил еще и иконой Великомученика Георгия Победоносца. И теперь четыре иконы всегда участвуют во всех Крестных ходах, которые мы проводили или, если даст Бог, еще будем проводить.

Помню, встретила у дивеевского источника Великомученика Пантелеимона женщину из Курского Крестного хода. Она прошла стертыми в кровь босыми ногами по воде, и ранки сразу затянулись! А вам трудно было идти?

Трудно. Зато как благодатно! Об этом Крестном ходе можно рассказывать часами. Сколько в нем было дивных чудес! И радуги разных цветов и разной формы, и кресты из облаков, и мироточение, и исцеления. И множество других чудесных явлений.

Пожалуй, больше всего запомнилось происшедшее в городе Сапожок Рязанской области. Это было на Владимирскую летнюю, 6 июля. Когда мы прочитали акафист Божией Матери и Царю-Мученику Николаю, то замироточила бумажная литография, которая находилась в часовне у источника. И мира источалось так много, что оно покрыло поверхность источника толщиной несколько сантиметров. Вода в источнике стала мутной, смешавшись с благоуханным миром. Искупавшись в этой купели, участники Крестного хода несколько дней ходили благоухающие.

А однажды на пути к Дивееву остановилась встречная машина, из нее вышел старенький дедушка и, увидев икону, вдруг закричал: «Люди, люди, вы даже не знаете, что за икону несете! Ведь есть пророчество Серафима Саровского, что в последние времена Матерь Божия Сама будет ходить по Своей земле. Только не в облике Жены, а в иконе, которая будет отличаться тем, что у нее будет два лика. И я ищу эту двуликую икону уже пятнадцать лет! По России, за рубежом, по монастырям и храмам. Так вот она, оказывается, какая!» Поклонившись иконе, он сел в машину и уехал. Крестоходцы рассказали о нем, уже когда старик уехал, и мне не удалось расспросить его, откуда он знает о таком предсказании. Говорил ли ему об этом кто-то, или он где-то о нем читал. Потому что ни в каких письменных источниках я такого предсказания не встречал. Как и не встретил по сию пору.

Вначале я эту информацию принял с недоверием, потому что нельзя же верить каждому встречному. Вдруг это экзальтация или прелесть. Но тем не менее это побудило нас к тому, чтобы внимательно изучить пророчества Серафима Саровского, которые опубликованы и имеются в открытом доступе.

И то, что нам удалось прочесть, оказалось настолько интересным! Ведь Преподобный прозревал будущее. Батюшка Серафим предвидел, что Россию ждут неслыханно тяжелые кровопролитные испытания, что Империю разделят границами. Но «придет время, и Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий и скорбей к великой славе». И вместе с Россией и вокруг нее славянские народы вновь объединятся и сольются в единый Православный океан.

«Здесь стопочки Матери Божией прошли»

Среди пророчеств Серафима Саровского есть одно очень таинственное и загадочное. Преподобный Серафим говорил, что там, где Матерь Божия пройдет Своими Пречистыми стопами, будет граница, которую не переступит антихрист. Встанет канавка до
небес и не пустит его. И в знак того, что все так и будет, как он сказал, Батюшка благословил вокруг Дивеевского монастыря ископать Святую канавку.

И если это пророчество понимать буквально, то получается, что спасутся от антихриста только те, кто будет жить в Дивееве.

- И мы помним, как люди отовсюду кинулись переезжать в Дивеево…

- …покупать дома, селиться, строиться в Дивееве. Сейчас дом в Дивееве не укупишь - он стоит, как московская комфортабельная квартира.

Понятно, что не нужно понимать буквально это пророчество, что-то непостижимо глубокое в нем сокрыто. Но что? Этого мы понять не могли. И вот несколько лет назад мы попали в Пафнутьево-Боровский монастырь под Калугой, к схиархимандриту Власию (Перегонцеву). И старец сказал:

Эта икона и есть Канавка Божией Матери. И чем больше стран и народов вы успеете обойти с этой иконой, тем больше людей Матерь Божия успеет спасти от антихриста.

Отец Власий все очень просто и понятно объяснил:

Ну вот посмотрите. После того, как мастер одел нерукотворный образ по контуру, очертания образа стали похожи на стопочку, отпечаток ножки Божией Матери! В Белоруссии говорят - следочек. Этот следочек - правый. А когда ризой одели лицевую сторону иконы, уже появилась и левая стопочка.

И сегодня это не только единственная в мире икона, которая имеет нерукотворный образ Божией Матери и одновременно лик Христа с Туринской плащаницы. Но это также и икона, где у Матери Божией изображены сразу две стопочки, правая и левая. Есть на Украине Почаевская икона Божией Матери, но там стопочка только одна.

Вот и ходит Она сейчас по земле, защищая Свой народ от еще не явившегося, грядущего антихриста.

По завершении того Крестного хода в Дивеево мы задумались: что мы можем сделать. Время было тяжелое, когда после «парадов суверенитетов» само существование России было под угрозой. Мы обратились к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить в 2005 году проведение Крестного хода, который объединит столицы братских народов - Москву, Минск и Киев. И посвятить его 60-летию Победы. Святейший Патриарх Алексий II благословил, и в 2005 году этот Крестный ход состоялся. С тех пор икона постоянно участвует в Крестных ходах - вначале во всероссийских, а теперь уже и международных.

И Крым, который сейчас вернулся в Россию, мы в 2009-2010 году по периметру обошли.

Только пешими Крестными ходами, начиная с 2003 года, пройдено около четырнадцати тысяч километров по дорогам России, Украины, Белоруссии, Абхазии, Молдавии, Приднестровья. А сколько на автомашинах мы с ней проехали, сейчас и сосчитать невозможно. А еще икону встречали Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Грузия, Армения. Впереди другие страны, другие народы.

Сейчас никто не может сказать, сколько лет еще будет продолжаться это чудо. Сколько лет Пресвятая Богородица в Своей иконе будет ходить по земле и какими будут очертания этой Канавки. Пока это чудо с нами. И мы еще можем прийти к иконе, припасть с покаянием и молитвой.

Милость Царицы Небесной

Как и говорил нам старец Гермоген, эта икона особо помогает безплодным женщинам и онкологическим больным. Этих исцелений очень много. Хотя отмечены и случаи исцеления церебрального паралича, трофических язв, сахарного диабета, гемофилии, анорексии. Это те болезни, которые имеют преимущественно духовную природу. Вы, наверное, заметили на стеклах, которые защищают икону, капельки, похожие на капли росы. Вот это и есть мироточение. К иконе приезжали ученые - комиссия из Патриархии. Они брали миро на исследование. Но Церковь наша своих лабораторий не имеет, поэтому исследования производились в лабораториях спецслужб. И вот ученые так и не смогли определить состав этого мира, оно не поддается определению и его невозможно идентифицировать, потому что на земле нет аналогов этого вещества. Оно неземного происхождения. И это миро обладает уникальным свойством помогать исцелять болезни, которые с трудом лечит или вовсе не может излечивать современная медицина. Нет сомнений, что и в вашем городе, и в этом храме будут чудеса и исцеления, как это было в других храмах, епархиях и странах. Другое дело, что заранее предвидеть эти чудеса невозможно, ведь они не происходят по заказу. Они происходят по горячим молитвам, по вере. Свидетельств о них очень много.

Очень громкий был случай исцеления в Грузии, в городе Гори. У девочки отказали ноги, она перестала ходить. Ее отправили в Тбилиси. Медики не смогли поставить диагноз. А так как это была пятница, то решили отложить консилиум до понедельника. Но девочке становилось хуже. И тогда отец под свою ответственность попросил девочку из клиники отпустить. Он привез ее к иконе, на руках внес в храм. И она встала на колени перед иконой и стала молиться. Девочка приложила к иконе свою икону, копию нашей. И во время молитвы икона - ее собственная - замироточила. В храм отец занес девочку на руках, а из храма она шла уже своими ногами. Таких случаев великое множество, у нас есть книжки и фильмы об этом - все можно посмотреть, увидеть и прочитать.

В истории Православия с этой иконой можно сравнить только Монреальскую Иверскую икону Божией Матери, хранитель которой Иосиф Муньос был убит в 1997 году, а икона пропала и пока не найдена. И вот точно через год после убийства Муньоса явилось это чудо в поселке Локоть.

Так что надо приходить и молиться, пока икона с нами. И что бы ни случилось, мы верим: Господь не оставит Своих людей, и на смену одному чуду милости Его и Царицы Небесной придет другое.

Когда кровоточат иконы

Мироточение иконы неровное. Икона не терпит губную помаду, и от соприкосновения с ней, когда паломницы оставляют на стекле киота следы помады, икона на какое-то время перестает мироточить. Бывает, что мироточение прекращается и без видимых причин. Вот высохло - и всё. В особые моменты, когда «молчит всяка плоть человечья» - икона не источает благодатное миро. Не мироточит она на Страстной Седмице, и возобновляется мироточение в то самое время, когда на Гробе Господнем в Иерусалиме сходит Благодатный огонь. В это время в часовне все залито миром. Поэтому мы стараемся, чтобы на Пасху икона была дома.

Дважды эта икона кровоточила. Первый раз, когда Ново-Афонский монастырь в Абхазии ушел в раскол. А второй раз в городе Новосокольники Великолукской епархии Псковской Митрополии. Вечером она закровоточила, а утром мы узнали, что взорван аэробус 321, который летел из Египта. И среди более чем двухсот погибших в нем пассажиров и членов экипажа погибли и заместитель мэра Пскова с супругой.

Иногда мы кладем к иконе записки в самых сложных случаях, когда надо узнать волю Божию о чем-то действительно важном, духовном. Очень редко было и такое, что задавали вопросы, касающиеся нас самих. А однажды я решил спросить о чем-то очень важном, но своем. Написал: «Матерь Божия, прости меня за дерзость…» - и задал какой-то вопрос. И миро от иконы пометило единственное слово в этой записке: дерзость. С тех пор я решаюсь обращаться к Ней с вопросом только в самых крайних случаях.

По милости Божией и Пресвятой Богородицы, несмотря на все наши грехопадения, русский народ по-прежнему остается народом-богоносцем. Россия и сейчас стоит преградой на пути распространения сатанизма во всем мире.

Мера Ангельская и человеческая

Как-то игумен молдавского монастыря, приехавший к иконе, спросил: как вы думаете, почему Господь явил такое чудо именно через икону Божией Матери «Умиление», а не через какую-либо иную? Ведь икон превеликое множество!

Мы не нашлись, что ответить на этот вопрос. А он сказал:

Ну как же вы не понимаете! Ведь в Евангелии Сам Спаситель говорил: когда приду вновь, застану ли веру на земле. И мы видим - люди стали такими злыми, завистливыми, в людях оскудела любовь. И Матерь Божия в образе «Умиление» всех нас прежде всего учит любви! Ведь любви так не хватает в нашем жестоком мире.

Приехали как-то паломники из Москвы, и одна паломница говорит:

Вот знаете, Наталья Николаевна, я собираюсь в дорогу - а в пути ехать через грязь, распутицу российскую… - и думаю про себя: ехать невесть куда, в какой-то Локоть, название неблагозвучное, некрасивое. То ли дело Державино, Клин - названия говорят сами за себя.

И вот она, прочитав вечернее правило, задремала, а в руке держала Новый Завет. Евангелие выскользнуло из ее рук, она спохватилась и подняла раскрывшуюся от падения книгу. Сама же, как многие из нас, решила глянуть: что открыто?.. И первое, что она прочитала, было слово «локоть»! Новый Завет открылся на Откровении Иоанна Богослова, и паломница прочла, что локоть - мера равно как ангельская, так и человеческая: «И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела» (Откр. 21, 17).

И вот у кого мы только ни спрашивали, какая мера одинакова у Ангела и у человека, и никто не мог ответить на этот вопрос. Это, говорили, тайна Божия.

А может быть, эта мера - мера любви? Потому что Бог есть Любовь.

Ну а сейчас, в эти ноябрьские дни Стопочки Божией Матери пришли в Богоспасаемый град Самару, в этот величественный храм. Но пусть Стопочки Матери Божией прежде всего пройдут через душу и сердце каждого из нас.

В Кирилло-Мефодиевском соборе икона пребудет до праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, затем с 5 по 25 декабря будет в Самарском Иверском женском монастыре. Что касается дальнейшего пребывания на Самарской земле, это будет зависеть от желания священства и священноначалия Епархии.

Записала Ольга Ларькина .
Фото Евгения Ситникова.