Понятие движения и покоя. Движение и покой Движение и покой одно и то же

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Еще в Античности высказывалось предположение, что многообразие форм материи есть результат ее активности. Но почему материя активна? Ответы были разными. Бог сотворил материю и наделил ее активностью сразу. Материя вечна, не сотворена, но бездейственна, а Бог привнес в нее активность извне. Материя вечна и активна по своей сущности. Что такое активность материи и как ее объяснить, если не обращаться к божественному вмешательству?

Некоторые мыслители отождествляли активность материи с ее одушевленностью. Так, греческие и римские стойки считали, что у материи есть особая тонкая телесная Душа. Гилозоисты XVIII в. утверждали, что частицы материи наделены жизнью и даже некоего рода мыслью. Современная материалистическая философия опирается на результаты физики XX в. и объясняет активность материи взаимодействием вещества с гравитационными и электромагнитными полями.

Любые взаимодействия и изменения состояния объектов связаны в философии с понятием движения. Движение — это любое изменение. В обыденном сознании движение представляется как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим и кажется самым простым. Существуют и другие формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и т. д. Все формы движения материи взаимосвязаны между собой. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой — это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма не меняются. Вещи, которые мы воспринимаем как покоящиеся, на самом деле тоже движутся. Особое состояние движения для них — движение элементарных частиц внутри них. Таким образом, движение — неотъемлемый атрибут материи. Материю нельзя помыслить без движения. Итак, материализм признает единственным источником активности и многообразия материи ее движение.

Трудности постижения процесса движения были осознаны еще элеатами в VI в. до н. э. Знаменитый философ и математик Зенон Элейский (490—430 до н. э.) сформулировал в этой связи свои знаменитые апории: «Ахилл», «Стрела», «Дихотомия» и «Стадий». Вопреки чувственным впечатлениям, движение не может быть помыслено непротиворечиво. А поскольку мысль — это и есть бытие, то от чувственных впечатлений, обманывающих нас, следует отказаться. Например, быстроногий Ахилл не сможет догнать черепаху, так как за время, которое он потратит на преодоление расстояния до черепахи, черепаха проползет некоторый отрезок пути вперед, и Ахиллу придется опять догонять ее. Зенон показал невозможность непротиворечивого описания движения.

В эпоху Возрождения философы были уверены, что всякая единица бытия, от Вселенной до мельчайшей частицы, приводится в движение присущей ей душой. Они исходили из установки панпсихизма, одухотворения всей Вселенной. Преимущественное развитие механики в Новое время привело к тому, что движение стали рассматривать в узком смысле — как механическое движение, как простое пространственное перемещение. В современной философии понятие движения истолковывается в широком смысле — как изменение вообще.

Под развитием в общем случае понимаются необратимые направленные качественные изменения. Развитие — это не элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения. В процессе развития элементы возникают и исчезают, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации взаимоотношений между ними. В современной методологии выделяются три типа изменений:

1) переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности (одноплоскостное развитие);

2) переход объекта в новое качественное состояние меньшей степени сложности (регрессивное развитие);

3) переход объекта в состояние большей степени сложности (прогрессивное развитие).

Суть развития может быть выражена в следующем. Как бы ни сочетались регрессивные, одноплоскостные и прогрессивные изменения, любой объект либо сам проходит стадию прогрессивного развития, либо входит в другой объект, проходящий такую стадию. Таким образом, развитие мира отличается прогрессивной направленностью и является бесконечным движением по восходящей спирали. Оно включает в себя отступления и возвращения назад, но в целом это движение от примитивных к высокоорганизованным системам. Развитие понимается как самодвижение, т. е. процесс, источники которого заложены в самом развивающемся объекте. Философское учение о развитии называется диалектикой. Ф. Энгельс обобщил понимание гегелевской диалектики и сформулировал три основных закона, по которым развивается всякая система: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания.

Еще в Античности высказывалось предположение, что многообразие форм материи есть результат ее активности. Но почему материя активна? Ответы были разными. Бог сотворил материю и наделил ее активностью сразу. Материя вечна, не сотворена, но бездейственна, а Бог привнес в нее активность извне. Материя вечна и активна по своей сущности. Что такое активность материи и как ее объяснить, если не обращаться к божественному вмешательству?

Некоторые мыслители отождествляли активность материи с ее одушевленностью. Так, греческие и римские стойки считали, что у материи есть особая тонкая телесная Душа. Гилозоисты XVIII в. утверждали, что частицы материи наделены жизнью и даже некоего рода мыслью. Современная материалистическая философия опирается на результаты физики XX в. и объясняет активность материи взаимодействием вещества с гравитационными и электромагнитными полями.

Любые взаимодействия и изменения состояния объектов связаны в философии с понятием движения. Движение — это любое изменение. В обыденном сознании движение представляется как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим и кажется самым простым. Существуют и другие формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и т. д. Все формы движения материи взаимосвязаны между собой. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой — это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма не меняются. Вещи, которые мы воспринимаем как покоящиеся, на самом деле тоже движутся. Особое состояние движения для них — движение элементарных частиц внутри них. Таким образом, движение — неотъемлемый атрибут материи. Материю нельзя помыслить без движения. Итак, материализм признает единственным источником активности и многообразия материи ее движение.

Трудности постижения процесса движения были осознаны еще элеатами в VI в. до н. э. Знаменитый философ и математик Зенон Элейский (490—430 до н. э.) сформулировал в этой связи свои знаменитые апории: «Ахилл», «Стрела», «Дихотомия» и «Стадий». Вопреки чувственным впечатлениям, движение не может быть помыслено непротиворечиво. А поскольку мысль — это и есть бытие, то от чувственных впечатлений, обманывающих нас, следует отказаться. Например, быстроногий Ахилл не сможет догнать черепаху, так как за время, которое он потратит на преодоление расстояния до черепахи, черепаха проползет некоторый отрезок пути вперед, и Ахиллу придется опять догонять ее. Зенон показал невозможность непротиворечивого описания движения.

В эпоху Возрождения философы были уверены, что всякая единица бытия, от Вселенной до мельчайшей частицы, приводится в движение присущей ей душой. Они исходили из установки панпсихизма, одухотворения всей Вселенной. Преимущественное развитие механики в Новое время привело к тому, что движение стали рассматривать в узком смысле — как механическое движение, как простое пространственное перемещение. В современной философии понятие движения истолковывается в широком смысле — как изменение вообще.

Под развитием в общем случае понимаются необратимые направленные качественные изменения. Развитие — это не элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения. В процессе развития элементы возникают и исчезают, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации взаимоотношений между ними. В современной методологии выделяются три типа изменений:

1) переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности (одноплоскостное развитие);

2) переход объекта в новое качественное состояние меньшей степени сложности (регрессивное развитие);

3) переход объекта в состояние большей степени сложности (прогрессивное развитие).

Суть развития может быть выражена в следующем. Как бы ни сочетались регрессивные, одноплоскостные и прогрессивные изменения, любой объект либо сам проходит стадию прогрессивного развития, либо входит в другой объект, проходящий такую стадию. Таким образом, развитие мира отличается прогрессивной направленностью и является бесконечным движением по восходящей спирали. Оно включает в себя отступления и возвращения назад, но в целом это движение от примитивных к высокоорганизованным системам. Развитие понимается как самодвижение, т. е. процесс, источники которого заложены в самом развивающемся объекте. Философское учение о развитии называется диалектикой. Ф. Энгельс обобщил понимание гегелевской диалектики и сформулировал три основных закона, по которым развивается всякая система: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания.

Тема 2. Занятие 1. Вопрос 4

Понятие движения и покоя. Основные формы движения,их взаимосвязь и качественная специфика.

При всей ограниченности взглядов на сущность материи филосо-

фов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что призна-

вали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первич-

ной субстанции - воды - вели к образованию различных вещей; у Ге-

раклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и дру-

гие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в

Позднее, в условиях господства метафизических и механических

воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась нераз-

рывность материи и движения. Именно английский философ Д.Толанд в

XIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существова-

ния материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими ма-

териалистами.

Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абс-

тракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных ма-

териальных предметов.

На основе развития частных наук, анализа философских идей

своих предшественников создатели диалектико-материалистической фи-

лософии углубили понимание сущности движения, его непрерывной свя-

зи с материей, пространством и временем. Диалектический материа-

лизм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и

движение без материи.

Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение

как только механическое, видели причину движения во внешних обсто-

ятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), ко-

торая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной

силы и даже с существованием бога.

С точки зрения диалектического материализма причины движения

материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противо-

речивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и

устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между ста-

рым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть

результат внутренней активности материи, единство противоречий,

есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и

борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой

сущности диалектики, основными принципами которой являются принци-

пы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая кон-

цепция движения преодолевает механистическое и метафизическое по-

нимание движения как только простого перемещения предметов друг

относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в

исходное положение, как только чисто количественные или только ка-

чественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения

любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних

тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того,

внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процес-

сы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц,по-

лей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней

причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый мо-

мент времени является той же и в то же время уже другой. Из ска-

занного следует, что "движением называются всякие изменения и про-

цессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мыш-

лением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и

причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяе-

мых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невоз-

можным отсутствие движения, то материя представляла бы собой ли-

шенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью ли-

шенную активности массу. Именно благодаря движению материя диффе-

ренцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение

всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ сущест-

вования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть

вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что

движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания

относительности движения в различных конкретных случаях. Например,

механическое движение одного предмета относительно другого или

взаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния

по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и

позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие

конечного результата по отношению к начальному состоянию элемен-

тарных частиц.

Признавая абсолютность движения, диалектический материализм

не отрицает его противоположности - покоя. Под покоем понимается

неизменность вещей, их стабильность, временное единство противопо-

ложностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если дви-

жение является причиной возникновения конкретных, качественно раз-

личных вещей, то покой является причиной сохранения относительной

устойчивости этих конкретных вещей,условием их существования. Если

представить себе, что состояние покоя не существует, то всю мате-

рию придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой оп-

ределенности, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря

движению образуются конкретные качественно различные предметы, а

благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в опреде-

ленном состоянии и в известном месте. Например, Пи-мезон "живет"

всего О,2 5. 01О 5-6 0 с. Это очень малое время, но в течение этого време-

ни он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состо-

яние временного равновесия является, как и движение, необходимым

условием дифференциации материи.

Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, от-

носительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не

было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не

было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и по-

коя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а по-

кой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсо-

лютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего времен-

ного существования конкретных вещей.

В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего

механистическую форму движения, распространяющего ее на любые ма-

териальные образования, диалектический материализм, исходя из дос-

тижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем

многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом

важным является утверждение, что каждая форма движения имеет опре-

деленного материального носителя.

Впервые четкую классификацию основных форм движения, а через

нее и классификацию наук дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных

форм движения материи: механическую, физическую, химическую, био-

логическую и социальную.

Критерием выделения этих форм движения является связь каждой

из них с определенными материальными носителями. Вместе с тем каж-

дая основная форма характеризуется соответствующими законами,

действующими на том или ином структурном уровне материи.

простые. Более сложная форма движения не есть просто арифметичес-

кая сумма более простых, а качественно новая, синтетичная форма

движения.

Энгельс выделил 5 основных форм движения:

1. Механическая

2. Физическая

3. Химическая

4. Биологическая

5. Социальная

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более

простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму

движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множест-

во видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая

включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное,

равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и

Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к.

материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный.

Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме

отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая дви-

гатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто

механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами

высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организ-

ма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда

входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические из-

менения, демографические процессы, развитие производительных сил и

производственных отношений и другие изменения, определяемые зако-

нами движения на социальном уровне материи.

Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны

переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения мате-

рии и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и не-

сотворимости материи и движения.

Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инерт-

ности - масса.

Классификация основных форм движения материи, разработанная

Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в

принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и раз-

вита в связи с развитием естественных и общественных наук.

Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой

основной формы движения - квантово-механической, которая, видимо,

на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений

об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологи-

ческой, космической формах движения, имеющих специфических матери-

альных носителей, изучаемых современными науками - физикой, астро-

физикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ве-

дет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому

же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей,

"читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно,становится

насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения,

считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются

догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет

открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует

о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в раз-

витии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые

проблемы.

С попытками оторвать движение от материи выступали естествен-

ники и философы, начиная с середины XIX в.

Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление,

сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ

является энергия. Это направление в философии получило название

"энергетизма". Против него выступили виднейшие физики и философы

того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.

Гносеологические корни "энергетизма"- в абсолютизации движе-

ния, энергии как меры движения, в их отрыве от материи.

Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации

состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Кла-

узиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть ко-

торого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к

другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более

холодному.

Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод,что все виды

энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в

силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую

он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергети-

ческое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный по-

кой и "тепловая смерть" Вселенной.

Против этой теории выступили Энгельс, физики Смолуховский,

Больцман, Циолковский и др. Энгельс, рассуждая диалектически,счи-

тал, что во Вселенной происходит непрерывный и вечный круговорот

материи и энергии. Основываясь на качественной стороне закона сох-

ранения и превращения энергии, он верил, что излученная в прост-

ранстве теплота должна иметь возможность превращаться в другие

формы движения. И это подтвердили работы советского академика

В.Амбарцумяна, которые показали, что звезды не только остывают и

гаснут, но и возникают вновь.

Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти" Вселен-

ной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический

характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации,

обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал

уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию,

советские физики И.П.Плоткин, К.П.Станюкович, Я.П.Терлецкий на ос-

нове статистической физики доказывают, что наша Вселенная не явля-

ется замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней

неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамичес-

кая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И

этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии,

устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии

только в тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская про-

цесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность,

что Вселенная никогда не может стать мертвым кладбищем.

И последний важный философский аргумент. Поскольку материя

вечна и бесконечна, то в этой вечности бесконечное множество раз

могло бы наступить состояние абсолютного покоя. А этого не прои-

зошло. Таким образом, диалектико-материалистические воззрения не

допускают возможности тепловой смерти Вселенной.

В мире нет ничего, кроме движущейся материи, писал Ленин, и

эта последняя движется в пространстве и времени.

состояние, являющееся антиподом движения. В зависимости от содержания, вкладываемого в термин "движение", П. может пониматься либо в узком смысле слова, как неподвижность в пространстве (если движение трактуется как механич. перемещение), либо в широком смысле, как неизменность вообще – если движение трактуется как изменение вообще. В последнем случае к понятию П. близки по содержанию такие понятия, как постоянство, устойчивость, сохранение. В древнегреческой философии состояние П., считавшееся (в отличие от движения) само собой понятным и не требующим объяснения, выступало (для большинства древнегреч. философов) как атрибут, к-рому по сравнению с атрибутом движения приписывалась более существ. роль. Это проявлялось и в онтологич. плане (проблема вечного и качественно неизменного первоначала у милетцев, вечность и неизменность идей у Платона и атомов у Демокрита, неподвижность аристотелевского перводвигателя), и в морально-этическом (атараксия), и в логическом (требование объяснить движение с помощью П. в апориях Зенона Элейского). По мере развития философии и науки привилегированный статус П. по сравнению с движением постепенно утрачивался, а сама проблема "движение – П." все более концентрировалась в рамках механики, отпочковываясь от тесно связанных с ней проблем единого и многого, тождества и различия, общего и единичного, непрерывного и дискретного, бесконечного и конечного. Уже у Декарта движение и П. онтологически равноправны как качества. Галилеевский принцип относительности фиксирует равноправие состояний П. и равномерного прямолинейного движения более четко, открывая путь для трактовки П. и движения не как характеристик тела, а как характеристик о т н о ш е н и я тела к др. телам. Матем. аппарат ньютоновской механики (дифференциальное исчисление), специально созданный для решения задач, связанных с механич. перемещением, доставил средства, позволяющие переходить от описания состояния П. к описанию состояния движения и обратно в обход логич. трудностей, зафиксированных в апориях Зенона, и подготовил условия для придания понятию движения логич. первичности по сравнению с понятием П., а движению – онтологич. первичности по сравнению с П. Это было затем зафиксировано в известном положении диалектики об абсолютности движения и относительности П. Если считать состояние движения первичным, то П. как характеристика отношения между телами легко объясняется с помощью движения: два тела покоятся друг относительно друга, если они одинаковым образом движутся относительно нек-рого третьего тела, выступающего в роли системы отсчета. Понимание П. и движения как характеристик отношения материальных объектов к нек-рой системе отсчета сохраняется и в совр. физич. теориях (спец. и общей относительности теории, механики квантовой, квантовой теории поля), филос. проблемы к-рых, связанные с понятием П., группируются вокруг уже отмеченных выше понятий устойчивости, сохранения инвариантности. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1964, с. 70, с. 213; Аристотель, Физика, М., 1937, с. 52, 120–23, 131, 141–43, 168, 172–75; Гегель Г., Соч., т. 2, М.–Л., 1934, с. 64–65, т. 6, М.–Л., 1939, с. 171–80; Декарт Р., Избр. произв., М., , с. 199, 477, 479, 497; Локк Д., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 153, 155, 160, т. 2, М., 1960, с. 469; Григорьян А. Т., Зубов В. П., Очерки развития основных понятий механики, М., 1962, с. 19–59; Кант И., Соч., т. 1–2, М., 1963–64 (см. предм. указат.); Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964 (см. предм. указат.).

Проблема свободы в философии

Вопрос свободы в философии рассматривается, как правило, по отношению к человеку и его поведению (свобода в природе рассматривалась как случайность, как "непознанная необходимость "). Она обрела формирование в таких философских вопросах, как свобода воли и ответственности человека, вероятностей быть свободным, обозначением свободы как силы, регулирующей социальные отношения. Ни одна философская проблема, вероятно, не имела такого большого общественного и политического звучания в истории социума, как вопрос свободы.

Рисунок 1.

Для лица владение свободой - это исторический, общественный и моральный императив (повеление), критерий ее индивидуальности и уровня формирования социума. Произвольное ограничение личностной свободы, серьезная регламентация ее рассудка и поведения, сближение человека к роди простого "инструмента" в общественных и технологических конструкциях наносит много убытка как личности, так и социуму. Наконец, именно благодаря свободе личности коллектив завоевывает возможность не просто приспосабливаться к существующим природным и общественным обстоятельствам окружающей действительности, но и трансформировать их в соответствии со своими итоговыми задачами. Определенным материальным обладателем свободы, ее субъектом всегда выступает лицо, а соответственно и те коллективы, в которые она включена, - нации, общественные группы, классы.

Философское решение вопроса свободы и нужности , их соотношения в деятельности и поведении индивида имеет большое практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без принятия свободы личности не может идти речи о ее моральной и юридической ответственности за свои грехи. Если индивиды не обладают свободой, а действуют лишь по нужде, то вопрос об их ответственности за свое поведение утрачивает всякий смысл, а "благодарность по заслугам" трансформируется либо в произвол, или в фарт.

Пространство в философии

Определение 1

Пространство - протяженность, вместилище, в котором расположены предметы и происходят события. В философии продолжаются дискуссии относительно того, является ли пространство отдельной сущностью или только формой существования материи. Пространство характеризует сосуществование объектов, их протяженность и структурность, взаимное расположение.

Доступен нашим ощущениям пространство является трехмерным . Взаимное расположение предметов в нем характеризуется расстоянием и направлением. В физике пространство объединяется со временем в единое пространство-время.

Дебаты о природе и сущности пространства начались еще в античности. Платон означал пространство (хора) как вместилище или промежуток, Аристотель как место. Арабский мыслитель Альхазен пытался определить пространство из-за расширения. Новое переформулирование понятия пространства произошло в $17$ в., Стал веком становления классической механики. Ее создатель, Исаак Ньютон рассматривал пространство как абсолютный, то есть, существует независимо от того, есть ли в нем физические тела. В отличие от него Лейбниц характеризув пространство только через отношение между телами: расстояние и направление. В $18$ в. анализ сущности пространства совершил Иммануил Кант, которого интересовало прежде всего вопрос о том, можно ли узнать пространство только эмпирически, через опыт. Кант пришел к выводу, что пространство является чисто априорным понятием, что означает, что человек не может воспринимать мир по-другому, как через пространство.

В $19$ и $20$ ст. понимание пространства в физике изменилось. С построением теории относительности пространство стало рассматриваться неотъемлемо от времени как пространство-время. Геометрия прострете неевклидова, в частности он может искривляться вблизи массивных тел. Развитие квантовой механики и квантовой теории поля поднял вопрос о природе вакуума, то есть пространства, в котором нет ни полей, ни частиц. Однако, немало существенных вопросов, связанных с вакуумом, в частности вопрос об энергии вакуума, остаются до сих пор нерешенными.

Время в философии

Определение 2

Время - форма бытия материи, которая проявляет длительность ее существования, последовательность смены состояний в развитии всех материальных систем. Понятие времени неразрывно связано с движением (сменяемостью) материи. Действительно, сменяемость является изменение одного состояния другим, но именно эта смена состояний и позволяет говорить о времени. Так, уже в древние времена сравнения циклических состояний, повторений - смена дня и ночи - со всеми другими состояниями, с которыми имела дело человек, привело к понятию времени и изобретения принадлежности для измерения его промежутков.

Достаточно длительный период время представлялось в качестве какого-то потока, реки, равномерно пронизывая существующий мир. Именно время несет на себе все события. Отсюда порождается выражение - поток времени, река времени. Само по себе время не зависит от каких-либо материальных процессов. Такое истолкование обрело название "абсолютного времени".

Пространство и время: взаимодействие

Время и пространство являются общими формами бытия всех материальных процессов и систем. Не существует предмета, который располагал бы вне времени и пространства, как нет пространства и времени самих по себе, вне материи, что существует в непрерывном движении. Абсолютного пространства как бесконечной «Шуньяты» протяженности нет. Всюду существует материя в тех или других формах (вещество, поле), а пространство выступает как всеобщий атрибут материи. Так само не существует и Абсолюта времени, время постоянно непрерывно связывается с движением, трансформацией материи. Пространство и время сосуществуют объективно и вне зависимости от сознания, но вовсе не материи.

Рисунок 2.

Понятие пространства и времени служат фундаментальными суждениями культуры человека. Они так фундаментальны, что на известной ступени развития человеческого познания (или незнания) их рассматривали как абсолютную субстанцию мира. Таков разорванными в преждевременном зороастризме, акаша и кала в древнеиндийских системах, хаос в древнегреческой мифологии. Пространство и время считались основами Вселенной и в античной натурфилософии или в христианской картине мира. Для пространственно-временных представлений того времени характерно невероятное разнообразие концепций и моделей времени и пространства: субстанциальные, дискретные, циклические, реляционные, конечные и тому подобное.

Замечание 1

Субстанциональную и реляционная концепции не связаны однозначно с материализмом и идеализмом. Здесь возможны любые комбинации. В частности, Лейбниц пытался использовать разработанную им реляционную концепцию для борьбы против субстанционной концепции Ньютона, которая проявляла точку зрения метафизического материализма. Однако это не должно приводить к оценке самой реляционными концепции как идеалистической.

Понятие движения раскрывается далее через противопоставление покою. Материалистическая диалектика отнюдь не отрицает реального покоя. Такое отрицание, характерное для реля­тивизма так одной из форм метафизики, неминуемо приводит к отри­цанию движения и, более того, самого существования вещей. Действи­тельно, движение предполагает материальный субстрат, который из­меняется. Это означает, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Абсолютизация движе­ния, доведенная до полного отрицания покоя, приводит к тому, что вещь, как носитель движения, растворяется нами в чистом движении, что делает бессмысленным и само понятие движения. Так, не имеет смысла понятие о бесконечной скорости перемещения тел, поскольку при ней не было бы никакого реального перемещения и, более того, теряет смысл понятие расстояния, пространства, времени.

Вместе с тем покой и движение, как понял уже Д. Толанд, не являются равноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой - как относительный.

Покой относителен в двух смыслах. Во-первых, в пределах каж­дого покоящегося состояния происходят непрерывные изменения, подрывающие покой “изнутри”. Так, каждая общественно-экономиче­ская формация, сохраняя свои общие черты, внутренне непрерывно меняется. Во-вторых, всякое состояние покоя рано или поздно сменя­ется новым состоянием относительного покоя. Каждая общественно-экономическая формация, исчерпав возможности изменений в своих собственных рамках, превращается в новую формацию. Соотношение двух видов изменений в рамках данного состояния и выводящее за эти рамки, скрывает под собой некий диалектический закон.

Поскольку всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движения получает широкий и узкий смысл. В широком смысле движение - целостный процесс, включа­ющий моменты покоя и собственно движение, движение в узком смысле, “за вычетом” покоя.

Категории движения и покоя, взятые в их диалектической вза­имосвязи, определяют важные нормы диалектической логики, диалек­тического мышления. Научное, диалектическое мышление должно ос­новываться на умении удерживать предмет мысли в движении и в по­кое, соответственно той роли, какую они играют в действительности. Нарушение этого требования диалектической логики приводит к двум крайним формам метафизики, двум крупным ошибкам в мышлении - абсолютизации покоя, неизменности (догматическая форма метафизики) или чрезмерной абсолютизации движения (релятивистская форма метафизики).