Покои николая 2 в зимнем дворце. Императорские рабочие кабинеты зимнего дворца. Россия

Тесно связана с судьбой царской семьи. Поэтому мы не могли не посетить Губернаторский дом, в котором жили Романовы во время своей тобольской ссылки.

В Губернаторском доме сейчас находится администрация Тобольского района. К сожалению, не весь дом является музеем, а только одна его комната – кабинет Николая II. Его восстановили по фотографиям, сделанным в те далекие смутные времена. И надо признаться, практически один к одному. Хочется отметить, что это единственное сохранившееся здание в России, которое связанно с пребыванием семьи Романовых в ссылке.

Дом Губернатора находится в Подгоре. После осмотра Тобольского Кремля мы двинулись в нижнюю часть города с целью попытать счастье и попасть в кабинет Николая II.

День был выходной. Администрация по выходным не работает, соответственно Губернаторский дом с кабинетом Николая II тоже закрыт. Но нам повезло! Экскурсовод, очень-очень милая женщина, случайно оказавшаяся на своем рабочем месте, согласилась провести нам экскурсию. Ее рассказ был таким пронзительным, наполненным трагическими эмоциями, что тронул нас до глубины души.

В начале августа 1917 г. семья отрекшегося от престола русского императора была отправлена в Тобольск. По прибытию их разместили в доме бывшего губернатора. Именно отсюда царскую семью увезли в Екатеринбург на гибель.

Тобольск трижды был рядом с Николаем II и его семьей. Это был не случайный город в истории семьи последнего императора.

Первое посещение Тобольска Николаем II произошло в июле 1891 года, задолго до революции.Тогда Николай Александрович Романов был наследником престола. В Тобольске он побывал в Кремле, в губернском музее и звонил в Углический колокол.

Из Тобольской губернии происходил друг царской семьи Григорий Распутин. И третий эпизод - при непосредственном участии Романовых был канонизирован в 1916 года Тобольский митрополит Иоанн.

В августе 1917 года семья Николая II прибыла в Тобольск на пароходе. Губернаторский дом, который выделили для проживания семьи, не был готов для того, чтобы ее принять, поэтому еще целую неделю семья жила на пароходе. Вместе с царской семьей прибыли 45 человек. Это были лейб-медик Боткин, воспитатель цесаревича, приближенные и слуги. Семья Николая II жила на втором этаже, а вся прислуга – на первом.

Тобольск был тихим спокойным городком, не охваченным революцией, поэтому жизнь Романовых сначала тоже протекала достаточно тихо и спокойно. Однако им было запрещено появляться в городе.

Каждый день дети занимались уроками, а Николай II работал в кабинете. Меня поразил тот факт, что Николай сам лично преподавал некоторые предметы цесаревичу Алексею. Представляете, насколько широки были его познания в науках, ведь даже сейчас не каждый учитель сможет преподавать одновременно географию и историю.

Днем гуляли, занимались работой во дворе – Николай II, например, очень часто пилил дрова. Сейчас во дворе Губернского дома воссоздали то место, где готовили дрова.

Вечером Романовы и их приближенные собирались за чаем и беседовали. Через месяц после своего прибытия в Тобольск царская семья получила возможность посещать Благовещенскую церковь. Сейчас этой церкви не найти на карте Тобольска – ее снесли.

Когда наступила зима, вечера проводили за рукоделием, играми и самодеятельными спектаклями.

После октябрьской революции жизнь Романовых становится более напряженной. В феврале 1918 года Романовых переводят на солдатский паек, так как новая власть заявила, что не имеет средств содержать семью бывшего царя.

Жители Тобольска с большим почтением относились к царской семье. Когда семья выходила на службу, вокруг ограды собирался народ, но не для того, чтобы посмотреть на царя из любопытства, а для того, чтобы выразить ему свое почтение.

Когда экскурсовод рассказывала нам о том, как царская семья жила в Тобольске последние месяцы, в горле появляется комок, а на глазах наворачиваются слезы.

В конце марта 1918 года арестовали всех лиц, бывших при царе, не исключая прислуги. Потом заболел цесаревич Алексей. В это же время приезжает комиссар Яковлев с мандатом, подписанным Свердловым, о перевозке Романовых в Екатеринбург. Так как Алексей не мог ехать из-за болезни, его с сестрами оставили в Тобольске.

13 апреля 1918 года Николай II, Александра Федоровна, княжна Мария с приближенными выехали в Екатеринбург. Через неделю оставшиеся члены царской семьи покинули Тобольск, отправившись в свое последнее путешествие. А в ночь с 16 на 17 июля 1918 года царская семья без суда и следствия была расстреляна в особняке инженера Ипатьева у нас, в Екатеринбурге.

Как добраться:

Садимся на поезд Свердловск-Нижневартовск №342. Время отправления - 19.45 по местному времени. В Тобольск прибываем в 05.35 тоже местного времени. Стоимость билета - чуть больше 500 рублей в одну сторону.

С вокзала до города добираемся на автобусе или такси. Автобусы ходят каждые 15 минут. Стоимость проезда - 10 руб. Стоимость проезда на такси - 50 рублей за одного человека.

Если вы едете летом, то можно отправиться в город сразу же после прибытия поезда, т.к. будет достаточно светло, и можно пофотографировать Кремль тихим безлюдным утром.

Если вы едете зимой, предлагаю некоторое время посидеть на вокзале, чтобы потом не замерзнуть при осмотре Кремля. Мы грелись во Дворце наместника. Первый раз после прогулки, второй раз - когда пошли туда на экскурсию.

Кабинет-музей работает ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья. Если Вы хотите попасть в выходные, нужно позвонить и заранее договориться о своем визите по телефону 6-27-76.

Фотографии царской семьи и царя Николая II взяты с сайта Сибирская православная газета,

Желаю вам маленьких и больших открытий, которые украшают нашу жизнь!

Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 Зимин Игорь Викторович

Императорские рабочие кабинеты Зимнего дворца

В Зимнем дворце вплоть до 1917 г. сохранялись интерьеры четырех рабочих кабинетов российских императоров: Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. В конце 1920-х гг. они были уничтожены, и до настоящего времени, с некоторыми утратами, дошел только Готический кабинет Николая II. Остальные кабинеты превратились в обычные выставочные помещения огромного дворца. Только в последнее десятилетие в комнате, в которой находился кабинет Александра II, появился бюст императора, установленный на месте его кончины 1 марта 1881 г.

За тридцать лет жизни в Зимнем дворце у Николая I появились два рабочих кабинета. Когда на третьем этаже Зимнего дворца в 1826–1827 гг. устраивали жилую половину Николая I, наряду с другими комнатами был оформлен и рабочий кабинет императора. После пожара 1837 г. его интерьеры были воссозданы в том же виде.

Западный фасад Зимнего дворца

Барон М. Корф, многолетний сотрудник Николая I, оставил описание «верхнего» кабинета, который он смог детально рассмотреть во время одного из заседаний в 1841 г. Он рассказывал, что кабинет «выходит окнами к Адмиралтейству», что «вокруг всей комнаты идут полушкафы, на которых лежат книги и портфели. Посредине ее – два огромных письменных стола в параллельном направлении; третий – поперек комнаты, с приставленным к одной оконечности его пюпитром. В целом порядок удивительный: ничто не нагромождено, не валяется; всякая вещь кажется на своем месте… Во всей комнате только два огромных, как ворота, окна, и в простенке между ними – большие малахитовые часы с таким же циферблатом. Вся без изъятия мебель, стулья и кресла – карельской березы, обитые зеленым сафьяном; один только диван и ни одного вольтера» 54 .

Дочь Николая I великая княгиня Ольга Николаевна описывала кабинет отца на 1838 г. совсем по-другому: «Светлое приветливое помещение с четырьмя окнами, два – с видом на площадь, два – во двор. В нем стояли три стола: один – для работы с министрами, другой – для собственных работ, третий, с планами и моделями, – для военных занятий» 55 . Однако на акварели Ухтомского, датированной серединой XIX в., это помещение с четырьмя окнами названо угловой гостиной Николая I. Видимо, это ошибка Ольги Николаевны, поскольку свои мемуары она писала много лет спустя.

Из перепланировок императорской половины можно упомянуть о появлении второго рабочего кабинета императора Николая Павловича, который был оборудован на первом этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца. Новый кабинет представлял собой небольшую узкую комнату, лишенную декора, с выбеленным потолком и оклеенными темными обоями стенами. Естественно, в кабинете находился письменный стол и стояла знаменитая складная походная кровать императора. Прохожие, гуляя по набережной, вполне могли заглянуть в кабинет императора и убедиться в его аскетизме 56 . Правда, этот аскетизм носил несколько демонстративный характер. Барон М. Корф упоминал, что «император Николай только в самые последние годы своей жизни переселился в тот маленький кабинет, где и умер» 57 .

После смерти Николая I в феврале 1855 г. этот кабинет на первом этаже Зимнего дворца сохранили как мемориальный. Память о Николае Павловиче чтилась. В феврале 1865 г., когда исполнилось десять лет со дня его смерти, Александр II с сыновьями посетили кабинет отца и долго там молились. Затем состоялась панихида в Малой церкви Зимнего дворца 58 . Своего деда чтил и Александр III. Мемуарист свидетельствовал: «Он очень дорожил памятью своего деда. В кабинетах его он всегда останавливался и говорил о нем» 59 .

Супруга Николая I, императрица Александра Федоровна, также имела во дворце свой рабочий кабинет. Он располагался в личной части ее апартаментов на втором этаже северо-западного ризалита. Великая княгиня Ольга Николаевна описывала кабинет Александры Федоровны следующим образом: «Это была красивая угловая комната с видом на Неву, обтянутая зеленым с амарантом штофом, всегда наполненная цветами» 60 . Сейчас это зал № 185. Интерьер кабинета Александры Федоровны был уничтожен в ходе ремонта 1895–1896 гг., когда на втором этаже дворца обустраивалась квартира для Николая II.

Рабочий кабинет Александра II. Зимний дворец

В начале 1840-х гг. была оборудована квартира в Зимнем дворце для старшего сына Николая I – цесаревича Александра Николаевича. В числе прочих комнат был создан и рабочий кабинет будущего императора Александра II. Половина цесаревича обустраивалась на втором этаже юго-западного ризалита Зимнего дворца. На этой территории в конце XVIII в. проживал император Александр I, его спальня и превратилась впоследствии в кабинет Александра II 61 .

Сохранились акварели разных лет с изображением этого кабинета, по которым можно проследить, как менялся его интерьер. На работе Н. Г. Черенецова 1837 г. это – пустоватая комната 15-летнего цесаревича. Стол повернут к окну так, чтобы свет падал на него с левой стороны. Между двумя альковами стоит кушетка. В простенке между окнами на трельяже – фигурки солдат из папье-маше под стеклянными колпаками. Этот «допожарный» кабинет прост и еще не обжит.

На акварелях Э. Гау запечатлен облик кабинета 1850-х гг. На одной из них мы видим цесаревича, сидящего с двумя детьми за рабочим столом. Кушетка сохранила свое привычное место, но стол уже отодвинут подальше от окон. К этому времени на столе появились портреты дорогих хозяину людей. Увеличилось число фигурок под стеклянными колпаками. На стене – множество батальных картин, расположенных вокруг небольшого портрета Александра I. О том, что цесаревич действительно работал за этим столом, свидетельствуют три массивных кожаных портфеля, лежащих на одном из полукресел. На столе – стопка книг и кипы документов. Сама изображенная мизансцена задумана художником как краткий миг отдыха от дел, когда к цесаревичу забежали на минутку его малыши, и он с улыбкой отрывается от своих занятий.

Далее идет акварель Э. Гау, датированная второй половиной 1850-х гг. На ней изображена та часть кабинета, которая располагалась за спиной императора. На стене – портреты, и центральное место среди них занимают изображения молодой Марии Александровны и одно – Николая I. По бокам – портреты меньшего размера, видимо, бабушки и дедушки императрицы Марии Федоровны и Павла I. Кушетка находится на привычном месте, между альковами, а на стенном полушкафу – бюст учителя В. А. Жуковского. У окна в углу – икона. За спиной императора – большое зеркало с двумя канделябрами на две свечи.

На акварели того же художника, датированной 1857 г., мы уже видим кабинет не цесаревича, а императора. На стенах все те же портреты. Кушетка убрана за спину хозяина помещения, а в простенке между альковами появился полушкаф, на котором стоят три фигурки солдат под стеклянными колпаками. Еще пять фигурок установлены на полушкафу в алькове. Под стеклянными колпаками теперь хранятся и головные уборы – это казачьи кивера Николая I. Позже к ним прибавились кивера умершего в 1865 г. старшего сына царя – Николая Александровича. На столе в рамках с закругленным верхом – акварельные портреты императриц Марии Александровны и Александры Федоровны кисти английской художницы К. Робертсон. На полукреслах, приставленных к столу, – все те же кожаные портфели с документами. Для документов рядом со столом появился круглый столик на трех ножках. Простенок между колоннами альковов занимает зеркало.

Сохранились фотографии кабинета Александра II в Зимнем дворце. На фотографии Левицкого 1870-х гг. мы видим Александра II, сидящего за рабочим столом. На столе увеличилось количество акварелей и фотографий. На стене поменялись портреты. Центральное место занял портрет отца – императора Николая I, по бокам которого поместили два изображения жены – императрицы Марии Александровны. Просматривается и портрет бабушки – императрицы Марии Федоровны. Напротив стола, на полушкафу появился бюст умершего старшего сына императора – Николая Александровича. Портрет Александра I был перевешен на стену между альковами, а под ним размещены изображения дочери Марии и умершего сына Николая. Рядом со столом – все те же полукресла с документами и круглый столик.

Покушения на Александра II оставили свой след в интерьере рабочего кабинета. Германский корреспондент, принятый Александром II в рабочем кабинете, обратил внимание на то, что «под стеклянными колпаками, рядом с казачьими киверами покойных императора Николая I и цесаревича Николая Александровича», хранится «пистолет, оказавшийся тем самым, из которого Каракозов выстрелил в государя 4 апреля 1866 г. Пистолет был двуствольный, и один из стволов оставался заряженным» 62 . Именно в это помещение принесли умирать Александра II 1 марта 1881 г.

Кабинет императрицы Марии Александровны располагался на втором этаже юго-западного ризалита Зимнего дворца. Императрица прожила в Зимнем почти сорок лет, с 1841 по 1880 г. Естественно, за это время ее покои неоднократно ремонтировались. При этом менялись и планировка, и интерьеры. Одна из камер-юнгфер описывала эти помещения следующим образом: «Четвертая комната – кабинет: стены и мебель крыты светлоголубым дамаскином с белыми узорами; задняя стена полукруглая, и по всей стене – полукруглый диван; перед ним с одного конца стояли столик и кресла, с другого – стулья и табуретики, посередине комнаты довольно близко к дивану – кушетка, на которой великая княгиня постоянно отдыхала. На кушетке лежал валик длиною % аршина, на розовом чехле надета батистовая вышивка и обшитая кружевами наволочка: его подкладывали под спину, а маленький такой же валик клали на подушку кушетки, под голову. Письменный стол стоял у стены около двери, ведущей в спальню… В противоположной стене – камин. Библиотеки не было вовсе. Впоследствии с правой стороны круглого дивана была сделана небольшая дверь, скрытая под драпировкой, ведущая на лестницу в нижний этаж, в комнаты детей; по стенам этой лестницы устроены были полки для книг; лестница освещалась днем и ночью карселевскими лампами, так как была устроена внутри стен и была совершенно темная.

Пятая комната, очень большая, угловая, крыта красной с золотыми арабесками материей; большой письменный стол с золотым письменным прибором, тут же стояли рояль и круглый прекрасный мозаичный стол. Эта комната называлась – парадный кабинет». Именно этот парадный кабинет и изображен на акварелях Ухтомского (датирован серединой XIX в.) и Л. Премацци (датирован 1869 г.). Сохранилась, пожалуй, единственная фотография императрицы Марии Александровны, сделанная в ее жилом кабинете фотографом Левицким. Это действительно был жилой кабинет, в котором больная императрица и проводила большую часть дня. На стене – портреты Александра II и умершего сына. Императрица сидела в низком удобном кресле и занималась рукоделием. Сам кабинет в 1870-х гг. освещался только свечами. У императрицы были больные легкие, и газовое освещение для ее половины не рекомендовалось медиками.

После гибели в марте 1881 г. императора Александра II семья Александра III окончательно оставила Зимний дворец. Поэтому с 1884 г., с разрешения министра императорского двора И. И. Воронцова-Дашкова и обер-гофмаршала высочайшего двора Э. Д. Нарышкина, к осмотру личных покоев покойных императора Александра II и императрицы Марии Александровны начали допускаться иностранные и отечественные туристы (в официальных документах упоминается именно этот термин). Особенно много туристов приезжало из Англии и США 63 . В экскурсиях по дворцу их в обязательном порядке сопровождали сотрудники дворцовой охраны.

В 1887–1888 гг. император Александр III на третьем этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца оборудовал свою половину. Она включала в себя следующие помещения: передняя, проходная первая, проходная вторая, проходная третья, уборная его величества, уборная и ванная, кабинет, гостиная угловая, гостиная вторая, библиотека, гардероб, две проходные комнаты за гардеробом, дежурная и буфет. Всего 15 комнат 64 .

Надо заметить, что в этих комнатах царь бывал очень редко, но кабинет ему требовался просто по статусу. Граф С. Д. Шереметев вспоминал, что Александр III «сам повел меня показывать подробности. Сказал, что мебель карельской березы принадлежала императору Николаю, что остальную мебель он собрал из Таврического дворца. Мне бросился в глаза прекрасный портрет царя Алексея Михайловича как изображение, необычное для Зимнего дворца… Повел и в угловую комнату с видом на Неву в обе стороны. Здесь говорил, что это бывшая комната императрицы Александры Федоровны, ее будуар, и поэтому он приказал вернуть сюда ее прежнюю мебель (до этого там жил Алексей Александрович)» 65 . Надо добавить, что все личные комнаты Александра III в Зимнем дворце считались секретными, их планировка составляла государственную тайну.

Последние царские кабинеты были оформлены в Зимнем дворце в ходе ремонта «царского» северо-западного ризалита в 1895–1896 гг. Среди прочих комнат на втором этаже дворца были оформлены два царских кабинета: императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Судя по фотографиям, обе эти комнаты были угловыми. Только окна кабинета Александры Федоровны выходили на Дворцовый мост и Адмиралтейство, а окна кабинета Николая II – на Адмиралтейство и собственный садик. Эти помещения являлись частью личных апартаментов, поэтому там было прежде всего уютно и удобно. Комфорт первенствовал над роскошью. Сердцем кабинета был обычный г-образный письменный стол, освещаемый лампой под матерчатым абажуром. Судя по фотографиям, кабинет царя был отделан с элементами русского стиля: арочная дверь украшена кованными прорезными петлями. В кабинете Зимнего дворца Николай II проработал с декабря 1895 г. по весну 1904-го, то есть семь с половиной лет.

Решетка садика Зимнего дворца

Интерьеры этих помещений начали растаскиваться уже летом 1917 г., когда на императорскую половину Зимнего дворца въехал А. Ф. Керенский. Тогда были срочно вынесены стильная мебель и специально заказанные для дворца гарнитуры. Взамен в царские комнаты доставили обычную канцелярскую мебель: письменные столы и стулья, которые имелись в дворцовых запасах и в помещениях бывшего дворцового ведомства. Стены, обитые шелком, вместе с картинами затянули холстом. Лишь кабинет Николая II был сохранен в качестве мемориального. Сам А. Ф. Керенский разместился на третьем этаже, над половиной Николая II, в бывших апартаментах Александра III 66 . От Малахитовой гостиной по северной и западной сторонам дворца в бывших покоях Александры Федоровны и Николая II расположились канцелярии и аппарат правительства, кабинет министра-председателя (в угловой комнате, бывшем кабинете царицы).

В библиотеке Николая II А. Ф. Керенский обычно проводил совещания с военными. Помещения правительства кончались у Салтыковской лестницы 67 .

Во время штурма Зимнего дворца кабинет Николая II серьезно пострадал. На фотографии виден разбитый шкаф, обитые до штукатурки стены. Поскольку в мемориальном кабинете со стен не были сняты картины, то один из портретов Николая II («Николай II в тужурке» кисти В. Серова) проткнут штыком 68 .

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Вена. Путеводитель автора Штриглер Эвелин

*Императорские апартаменты Часть корпусов Амалиенбурга сегодня отведена под экспозицию, в которой демонстрируются *Императорские апартаменты . В них жили император Франц-Иосиф и Элизабет (Сиси). Хофбург был зимней резиденцией семьи императора. В помещениях, которые

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

*ИМПЕРАТОРСКИЕ ФОРУМЫ *Императорские форумы в наше время по большей части оказались погребены под поверхностью широкой улицы, проложенной Муссолини в 1932 году и носящей их имя – улица Фори Империали (Via dei Fori Imperiali). Форумы строились во времена правления императоров, чтобы

Из книги Пекин и его окрестности. Путеводитель автора Бергманн Юрген

*Императорские парки *Угольный холмНапротив Северных ворот возвышается *Угольный холм (Цзиншань, или Мэйшань) (3). С пронизанного воздухом и светом павильона Вечной Весны открывается неповторимый **вид на крыши императорского дворца – один из любимых пекинских сюжетов

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Императорские короны Большая императорская коронаСовершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II талантливым ювелиром Георгом Экартом. Подбором камней занимался Иеремия Позье.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Сколько портретов героев 1812 года написал Джордж Доу для «Военной галереи» Зимнего дворца? 25 декабря 1826 года состоялось официальное открытие ныне постоянно действующей «Военной галереи» в Зимнем дворце. Среди присутствовавших на открытии были император Николай I, члены

Из книги Все о Риме автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Императорские форумы Императорские форумы (Fori Imperiali) – такое название получили пять форумов, созданных Юлием Цезарем и его преемниками Октавианом Августом, Веспасианом, Нервой и Траяном. Рим, как и вся империя, расширялся, и городу требовались новые помещения, где

Из книги Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях автора Белоусова Татьяна

Двери в кабинеты и офисы: стучать или нет Часто возникают сомнения: стучать или не стучать при входе в кабинеты и офисы, и в каких случаях это делать обязательно.Следуя логике служебных отношений, в рабочем пространстве нет места частным, интимным уголкам. Посему

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Глава 2 Рабочие кабинеты императоров Рабочие кабинеты императоров, как и кабинеты императриц, существовали во всех резиденциях и на всех императорских яхтах. Следует иметь в виду, что это были режимные помещения с особым порядком охраны.Поскольку в кабинетах императора

Из книги автора

Императорские рабочие кабинеты Александровского дворца Царского Села Первым хозяином Александровского дворца был Александр I. Все жилые помещения царской семьи с самого начала находились на первом этаже. Эта традиция, несмотря на многочисленные перестройки,

Из книги автора

Императорские рабочие кабинеты Зубовского флигеля Большого Царскосельского дворца Наследник Александр Николаевич в 1840-х гг. в качестве жилой половины выбрал Зубовский флигель Большого Екатерининского дворца. Ранее там находилась жилая половина императрицы Екатерины

Из книги автора

Императорские кабинеты Гатчинского дворца В Гатчинском дворце за время его существования в качестве загородной императорской резиденции последовательно сформировались рабочие кабинеты четырех российских императоров: Павла I, Николая I, Александра II и Александра III. У

Из книги автора

Рабочие кабинеты Аничкова дворца Аничков дворец, наряду с Зимним, являлся одной из петербургских резиденцией российских императоров. С 1817 по 1825 г. там жил Николай I, называя дворец собственным. С 1825 по 1855 г. Николай I проживал там уже периодически. А с 1855 по 1866 г. дворец

Из книги автора

Рабочие кабинеты монархов на императорских яхтах и в поездах Поскольку перерывы в работе российских императоров не были возможны, то все средства транспорта в обязательном порядке также оборудовались рабочими кабинетами.В последней трети XIX в. были построены три

Из книги автора

Половины Зимнего дворца Кроме императорской половины, расположенной в северо-западном ризалите, в Зимнем дворце существовали и другие половины. Так, в 1895 г. одновременно с ремонтом императорских покоев велись работы и на пятой половине, которая предназначалась для

Из книги автора

Госпиталь Зимнего дворца. 1915–1917 гг. Следуя давним традициям, с началом Первой мировой войны возобновился процесс создания частных лазаретов. Их деятельность финансировалась за счет широкой благотворительности, не остались в стороне и члены императорской фамилии. Так,

Александровский дворец в Царском Селе был построен по приказу Екатерины Великой в 1792-1796 годах для любимого внука, Александра Павловича. Ставший последствии императором Александр предпочитал останавливаться в , зато его младший брат Николай уделял много внимания обустройству Александровского дворца. Позже дворец стал великокняжеской резиденцией князя Александра Александровича, но после коронации тот переехал в Гатчину. В 1904 года в Александровский дворец перебрался с семьёй Николай II. После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Сейчас это снова музей, идёт восстановление исторических интерьеров.

// Часть 30


1. Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги. Работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова.

2. В 2010 году были открыты для осмотра три парадных зала. Первый из них - Мраморная гостиная.

3. Иногда её именовали Бильярдным залом, так как в 1832 году по указанию Николая I в ней был поставлен большой бильярд и малый бильярд «бики».

4. Зал обставлен гарнитуром золоченой мебели, га полу расстелена шкура тигра.

5.

6. Гостиная украшена зеркалами и золочёными консолями с мраморными вазами и стеклянными светильниками.

7.

8.

9. Следующее помещение - Полукруглый зал. Здесь при Николае II на Рождество зажигалась ёлка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.

10. Золочёная мебель, мраморные камины, зеркала были подобраны Кваренги с большим вкусом.

11. Следующий зал - Портретный. Николай I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах собственные портреты и изображения членов семьи. Здесь находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора немецким художником Ф. Крюгером.

12. Также в зале выставлены два стеклянных пасхальных яйца.

13. Внутри одного из них изображён Александровский дворец.

15. Здесь можно увидеть старую отделку, вскрытую реставраторами из-под слоёв советской краски.

16. Побитый временем камин.

17. В восточном крыле расположены жилые комнаты последней царской семьи.

18. Первая из них - Угловая гостиная Александры Фёдоровны.

19. На стене - портрет императрицы.

20. Также в зале висит картина с изображением казачьего войска.

21. Дальше начинается ряд комнат, внутреннее убранство которых было полностью утрачено. В них по одной стене размещены огромные фотографии прежних интерьеров. На их фоне размещены уцелевшие детали. Так выглядит бывший Сиреневый кабинет.

22. А здесь находилась Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах. Уцелели лишь некоторые предметы мебели.

23.

24. Шкафы из царской библиотеки.

25.

26. Сильнее всего поражает спальня императрицы. Стена над кроватью плотно завешана иконами, согласно чтимой Николаем II древнерусской традиции.

27. На воспроизведённой фотографии 1941 года видно. что раньше икон было в два раза больше.

28. Картина Г. Н. Горелова «Феодоровский собор в Царском Селе».

29. В когда-то служебных Гардеробной и Камердинерских сохранился ясеневый шкаф, в котором хранятся вещи из гардероба последнего русского царя: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту. Особым экспонатом является красная форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (в шкафу слева). Император на венчании был одет именно в этот мундир.

30. Мундир полковника Фарнезского Уланского 5-го полка, офицерский мундир Сербской армии, мундир 5-го Румынского Рошфорского Гусарского полка, принадлежавшие Николаю II.

31.

32. Также в залах выставлены уцелевшие предметы и личные вещи царской семьи.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39. В конце анфилады - два полностью восстановленных интерьера. Первый - обшитая дубовыми панелями Приёмная Николая II.

40. Камин сохранился ещё со времён до перестройки, осуществленной Р. Ф. Мельцером в 1896-1898 годах, когда здесь располагалась Столовая.

41. Второй интерьер - Парадный (Новый) кабинет Николая II. Здесь в период его царствования проходили заседания Совета министров, представления депутаций и комиссий. За этим столом император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. С началом Первой Мировой войны на нём раскладывали карты Генштаба.

42. Отделка и мебель для кабинета были созданы в 1903-1906 годах по проекту придворного архитектора Р. Ф. Мельцера. До наших дней от первоначального убранства сохранились панели, камины, антресоль с колоннами, обшивка потолка из красного дерева, а также портреты, фотографии, фарфоровые изделия и книги.

43. Книжные шкафы, угловой диван, письменный стол, бра и люстры воссозданы по обмерам и историческим фотографиям в 1997 году.

44. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной Александры Федоровны, которая могла тайно присутствовать при совещаниях императора. Как и прошлый президент России, последний император увлекался фотографией.

45. Но самые трогательные экспонаты дворца связаны с детьми Николая II. Вот детали интерьера комнаты цесаевича: угловой шкаф, диванчик, ковёр, игрушечная лошадка, иллюстрации Билибина на стене.

46.

47. Расписание занятий на 1916-1917 годы.

48. Немецкие фарфоровые куклы.

49. Ярмарочный гиньоль.

50.

51. Наряд ослика, катавшего Алексея.

52. Мягкие игрушки.

53.

54.

55. Костюмы цесаревича.

56. Платья княжон.

57.

58.

59. В этом дворце семья Николая II встретила Февральскую революцию, отсюда 1 августа 1917 года они отправились в свой последний путь на Урал. Во дворце остались их призраки-костюмы, рядом с которыми всегда стоят живые цветы.

На поисковый запрос об этом покушении для вас будет найдена фотография с описанием, что это столовая дворца после взрыва. Источник изображения происходит с сайта http://rusarchives.ru и подписан как «Столовая Зимнего дворца после покушения на императора Александра II. 1879. Фотограф неизвестен. 18,7 24,7 (ГА РФ. Ф.678. Оп.1. Д.1084. Л.2)». Атрибуция ошибочна и, к сожалению, фотография широко распространилась в Интернете.

На снимке изображён бальный зал в доме Вонлярлярского в Санкт-Петербурге (Английская наб., д.36; архитекторы ЕФИМОВ Николай Ефимович, БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович; год постройки 1840). Снимок сделан в начале XX века перед перестройкой интерьеров дома (1910-1911 гг.) под ресторан «Старый Донон».


ШАРЛЕМАНЬ Иосиф Иосифович (1824-1870) «Зал в особняке Вонлярлярского». 1852 г.
Бумага, акварель.


Зал Зимнего дворца, в котором произошло покушение на Александра II, изображён на акварели Эдуарда Гау. Комната в 1870-х служила Малой столовой (современный зал 160, убранство не сохранилось). Третья запасная половина - это несколько помещений, расположенных вдоль Тёмного коридора с окнами в Большой двор. В состав запасной половины входили: Приёмная, Гостиная («Жёлтая гостиная»), Кабинет и Опочивальня. Этажом ниже располагалась Главная гауптвахта.

ГАУ Эдуард Петрович (1807-1887) «Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Гостиная». 1872 г.
Бумага, акварель. 31,8 x 42,3 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.


Сейчас это зал русской культуры первой половины XVIII в., в котором экспонируются станки из придворной токарной мастерской ПЕТРА I: три боковых токарно-копировальных станка, два медальерных и станок для нарезания зубчатых колёс. Они были созданы в период с 1712 по 1729 гг. Францем ЗИНГЕРОМ, А.К. НАРТОВЫМ и другими мастерами «Токарни». Экспозицию дополняют печатный пресс типографии Сената, шкафы резного ореха, стулья голландской работы, макет дома в Заандаме, в котором в 1697 г. останавливался Пётр I.

О покушении.

5/17 февраля 1880 г. в 18-22 в Зимнем дворце взорвалась бомба. Неудачное покушение на жизнь АЛЕКСАНДРА II организовал Степан Николаевич ХАЛТУРИН (1857-1882).

Бунтарь, не склонный идти на компромиссы, он был человеком волевых поступков и непоколебимых решений. Добросовестный ученик разночинской народнической интеллигенции, он усвоил революционное воззрение и с воодушевлением воспринял вызревшую в подполье идею цареубийства ради народной революции.

Халтурин устроился во дворец на должность столяра. Степана (по подложному паспорту Батышкова) определили с окладом, довольствием и жильём. Комнату он делил с двумя другими рабочими и специальным надсмотрщиком, отставным унтер-офицером. Степан казался необщительным, молчаливым, смирным и почти простофилей. Новый работник, по сведениям, собранным пезже следствием, отнюдь не отличался профессиональным столярным мастерством. Правда, был хорошим лакировщиком.

Органы политического сыска террориста «проморгали», хотя Халтурин давно был известен III отделению. Террорист предъявил полугодовой паспорт за № 346, выданный ему 8 августа 1879 г. как проживающему в деревне Суток Троицкой волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Но в Каргопольском уезде нет ни Троицкой волости, правление которой должно было выдать ему паспорт, ни деревни Суток. Произошёл трагикомический казус: из народовольческого подполья послали бумагу «на деревню дедушке», а в дворцовой комендатуре, подчинённой министру Императорского двора, её приняли.

Халтурин небольшими партиями проносил взрывчатку, изготовлявшуюся вручную его единомышленниками. Его комната находилась в цокольном этаже, над ней размещались помещения дворцового караула. Цель была выше, на 2-м этаже. По расчётам Халтурина силы взрыва (30 кг динамита) должно было хватить для того, чтобы разрушить перекрытия двух этажей и убить Александра II.

В момент взрыва император должен был находиться в столовой («Жёлтой гостиной»). Александра Николаевича спасло то, что поезд ожидавшегося гостя, принца Александра Гессенского, задержался на тридцать минут, и, соответственно, на полчаса сдвинулся весь распорядок дня монарха. Взрыв застал его и принца на пороге соседней комнаты.

Полы дворцовой гауптвахты обрушились вниз (современный зал 26). На втором этаже пол приподнялся, прошла трещина по стене, сорвалась люстра и вылетели стёкла окон. Капитальные стены оказались прочнее, чем можно было предположить: Франческо РАСТРЕЛЛИ проектировал и возводил дворец на совесть.

АЛЕКСАНДР ГЕССЕНСКИЙ (брат императрицы МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ) вспоминал о тех страшных мгновениях: «Пол поднялся словно под влиянием землетрясения, газ в галерее погас, наступила совершенная темнота, а в воздухе распространился невыносимый запах пороха или динамита. В обеденном зале - прямо на накрытый стол - рухнула люстра».

В этот день, как говорилось в «Правительственном сообщении», «в седьмом часу вечера, когда в Зимнем дворце по случаю ожидающегося прибытия в С.-Петербург Его Высочества принца Александра Гессенского, в покоях, расположенных над помещением главного караула, был приготовлен стол для семейного обеда членов Императорского дома, а Его Императорское Величество <...> изволил выйти навстречу высокому гостю в малую фельдмаршальскую залу, из подвального этажа произошел взрыв, разрушавший помещение главного караула и смежные с ним части здания, а так же несколько повредивший пол тех комнат, в которых предполагался обеденный стол» (Правительственное сообщение // Правительственный вестник. 1882. 21 февр. № 40. С. 2.).

Итоги покушения оказались трагическими: в нижнем этаже дворца погибли 11 чинов лейб-гвардии Финляндского полка, ранены были 56 человек. Все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны за своё отличие зачисленными на службу в императорский дворец. Жертвами теракта стали недавние крестьяне в солдатских мундирах - люди, за счастье которых и боролись «народовольцы». Трое погибших солдат были вятичами, земляками своего убийцы.

Августейшие особы пережили кратковременный испуг и некоторые неудобства, торжественную трапезу перенесли в другие апартаменты дворца.

Исполнительный комитет «Народной воли» в своей прокламации отделался сентенцией: подобные жертвы неизбежны в борьбе за благо народа, а солдаты должны как можно скорее переходить на сторону революционеров.

Знакомясь, как охранялась резиденция монарха в 1870-х - начале 1880-х годов удивляешься лишь тому, что покушение на императора во дворце не произошло гораздо раньше. Пропускной системы в Зимнем практически не существовало; часовые надеялись на свою зрительную память гораздо больше, чем на пропуска. Прислуга, пользуясь знакомством с солдатами, частенько приводила с собой в царскую резиденцию родных и знакомых, нередко устраивая на кухне свои семейные праздники, благо и продукты, и вина были под рукой.

Причина неудачи покушения крылась не в отложенном семейном обеде из-за опоздания принца Гессенского, а в несовершенной организации всего террористического акта, который постоянно был на грани срыва, а так же в недостаточном объёме динамита. Взрыв все равно не достиг бы своей цели, даже если бы обед и начался вовремя. Хотя народовольческая прокламация и уверяла, что «заряд был рассчитан верно, но царь опоздал на этот раз к обеду на полчаса, и взрыв застал его на пути в столовую. Таким образом, к несчастью родины, царь уцелел».

Халтурину удалось скрыться, но он пребывал в подавленном состоянии. На конспиративной квартире он всё время ждал ареста, однако полиции и политическому сыску напасть на его след не удалось. Через два года его повесили в одесской тюрьме за покушение на военного прокурора СТРЕЛЬНИКОВА.

Кадры фильма «Степан Халтурин» (1925 г., реж. Александр ИВАНОВСКИЙ):






Источники:

Небольшая фото-подборка

10 октября 1894 года Её Высочество Принцесса Алиса Гессенская прибыла обычным поездом в Ливадию, в сопровождении Их Императорских Высочеств Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны (своей старшей сестры). Скорый приезд невесты Наследника был вызван критическим состоянием здоровья Императора Александра III, который должен был благословить брак Цесаревича. Сама помолвка состоялась в Кобурге 8 апреля этого же года.
М. Зичи

14 ноября 1894 года в соборе Императорского Зимнего дворца состоялось Высочайшее Венчание.

Л. Туксен

После торжественной церемонии Августейшая пара отправилась в Императорский Аничков дворец, под кров вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны.

18 ноября состоялось посещение в Зимнем Личных комнат молодоженов Великой Княгини Ксении Александровны и Великого Князя Александра Михайловича, обвенчавшихся 25 июля. Тогда и было принято окончательное решение о переселении в Зимний.

Обустройство будущей Квартиры было поручено новому Дворцовому архитектору А. Ф. Красовскому. Место для неё было выбрано во втором этаже северо-западной части дворца. Переделке предполагались бывшие покои Императрицы Марии Феодоровны, ранее принадлежавшие супруге Государя Николая Павловича. Следует заметить, что пышные Брюлловские и Штакеншнейдеровские интерьеры при Государях Алексанре II и Александре III не претерпели существенных изменений. Обилие позолоты, французский шелк и музейной ценности полотна не отвечали вкусу Цесаревича и Её Высочества. В помощь академику А. Ф. Красовскому для переустройства этих покоев были назначены Н. И. Крамской и С. А. Данини. По итогам объявленного конкурса на лучший проект интерьеров новых Императорских покоев в команду вошли академик М. Е. Месмахер, архитектор Д. А. Крыжановский и академик Н. В. Набоков. Столярно-художественные работы исполнялись в лучших мастерских Ф. Мельцера, Н. Свирского и Штейнгольца.

Деятельное участие в обустройстве Императорских личных покоев принимала Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Она вела переговоры и с архитекторами, и с художниками. С её указаниями Высочайше обязаны были считаться все непосредственные исполнители заказа.

Весной 1895 года были окончательно утверждены во всех деталях интерьеры новых Императорских личных покоев. Отделка велась максимально быстрыми темпами и уже 16 декабря 1895 года после участия в предновогоднем благотворительном базаре, проходившем в залах Императорского Эрмитажа, Августейшая чета посетила свои полностью отделанные покои во дворце.

Перед тем как приступить к знакомству с Квартирой следует получить некоторое представление об Императорском Зимнем дворце. Согласно записки 1888 года общая площадь дворца с Императорским Эрмитажем и зданием Императорского Эрмитажного театра занимала 20 719 кв. саж. или 8 2/3 десятины, собственно же здание дворца – 4 902 кв. саж., главный двор – 1 912 кв. саж.; жилые этажи дворца заключали в себе 1 050 покоев, площадь пола которых составляла 10 219 кв. саж. (4 1/4 дес.), а объем до 34 500 куб. саж.; в этих покоях 6 333 кв. саж. паркетных полов: 548 – мраморных 2 568 – плитных, 324 – досчатых, 512 – асфальтовых, мозаичных, кирпичных и др.; дверей – 1 786, окон – 1 945, 117 лестниц с 3 800 ступенями, 470 разных печей (после пожара 1837 г. во дворце было устроено отопление по способу генерала Амосова: печи находились в подвальном помещении, и комнаты нагревались теплым воздухом по трубам); поверхность крыши дворца 5 942 кв. саж.; на крыше 147 слуховых окон, 33 стеклянных просвета, 329 дымовых труб с 781 дымом; длина карниза, окружающего крышу – 927 саж., и каменного парапета – 706 саж.; громоотводов – 13. Расход на содержание дворца простирался до 350 тыс. р. в год при 470 служащих.

План:


Малахитовая гостиная. Предваряла Личные покои Их Величеств. Являлась частью Парадной Невской анфилады. Здесь проводились старинные обряды Царствующего Дома, принимались придворные, собирались родственники, заседали многочисленные Советы комитетов, возглавляемых Её Величеством. Во время придворных балов тут уединённо отдыхали Их Величества. Отсюда начинались Торжественные выходы Их Величеств.



Салон Её Величества или Первая гостиная Её Величества. Данная комната, отделанная в стиле Ампир, предназначалась для приема Фрейлин Двора. Сдержанный декор выполнен мастерами Г. Ботта, А. Забелиным и живописцем Д. Молинари. Мебель работы мастерской Н. Ф. Свирского.


Серебряная гостиная Её Величества, или Вторая гостиная Её Величества. Гостиная в стиле Луи XVI. Предназначалась для приемов Фрейлин Её Величества и дам Дипломатического корпуса, а так же для отдыха Её Величества. Здесь же находились и дежурные дамы. Её Величество, обладавшая хорошим сопрано часто музицировала со своими приближенными в этой гостиной. Будучи увлеченной собирательницей французского стекла Галле и Даум Её Величество разместила лучшие образцы именно здесь.







Кабинет Её Величества. Обращает на себя внимание то особо почтительное отношение к памяти прежних владельцев покоев со стороны Её Величества. Так, над рабочим столом Её Величества был установлен портрет работы Виже-Лебрен первой Августейшей хозяйки - Императрицы Елизаветы Алексеевны. Небольшой подиум за ширмами в северо-западном углу Кабинета служил обзорной площадкой для любования видами Северной Пальмиры.










Спальня Её Величества. Скромная комната Августейших супругов, с детской мебелью, принадлежавшей Великой Княжне Ольге Николаевне. В отделке широко использован французский ситец.










Гардеробная Её Величества. Выполнена в стиле Луи XVI.





Будуар Её Величества. Примыкал непосредственно к Кабинету Его Величества. Решён в стиле сдержанной готики.

Заканчивая знакомство с покоями Её Величества хотелось бы сказать, что во время пребывания Их Величеств во дворце эти комнаты были наполненные великим множеством цветов и зелени. Бесчисленные вазы, горшочки, кашпо самых различных форм и размеров с розами, орхидеями, лилиями, цикламенами, азалиями, гортензиями и фиалками переполняли апартаменты тонкими запахами.

Кабинет Его Величества. Выполнен в стиле готики. Его Величество в память о путешествии по странам Ближнего и Дальнего Востока разместил здесь много предметов искусства Китая, Японии и Индии. Все вещи подбирались и расставлялись собственноручно. К слову, Государь разбирался в культуре Азии, отправил экспедицию на Тибет, собрал уникальную для России коллекцию японских гравюр Шунга (сгинувшую в 1918), даже имел маленькую татуировку.



Камердинерская.

Белая столовая Их Величеств, или Малая столовая Их Величеств. Выполнена в стиле Луи XVI. Стены украшали русские гобелены XVIII века. Освещалась музыкальной люстрой английской работы.

Мавританская. Предназначалась для отдыха придворных во время Больших Императорских балов. В обычное время использовалась в качестве Парадной столовой Их Величеств.

Библиотека Его Величества. Единственная сохранившаяся комната Квартиры Их Величеств. Решена в стиле готики. Как и в Кабинете Его Величества столярные работы выполнены мастерскими Н. Ф. Свирского. На камине помещались гербы Царствующего Дома и Дома Герцогов Гессенских. Их Величества являлись страстными библиофилами, субсидировали ряд литературно-художественных изданий (в то числе знаменитый Дягилевский журнал "Мир искусства"), имели свои книжные знаки. Библиотека выполняла функции официальной Приемной и Парадного Кабинета Его Величества. При этом она же была самым любимым помещением Августейшей четы. Здесь Их Величества завтракали, музицировали, читали вслух, разбирали новые книги, играли в настольные игры, закусывали вечерами после театра, или ванной, играли с детьми.










Ротонда. Парадный зал Императорского дворца, в котором во время балов накрывались буфеты, а в обычное время маленькие Великие Княжны катались там на роликах.


Малая церковь.

Бильярдная Его Величества.

Адьютантская Его Величества. Предназначалась дежурным при Его Величестве.



В первом этаже, ровно под Личной половиной Их Величеств, были устроены детские комнаты Их Императорских Высочеств. Комнаты были оформлены в стиле модерн.

Посетители, прибывавшие во дворец по служебным надобностям, входили в апартаменты Императора через западный, Салтыковский, подъезд.

Собственный Подъезд Их Императорских Величеств.



Без малого девять лет жизни отдали Их Величества Квартире в Императорском Зимнем дворце. С лета 1904 года Их Величества появлялись здесь только в дни официальных приемов. Главной резиденцией стал Императорский Александровский дворец в Царском Селе. В 1904 году был дан последний великосветский бал в Империи. В 1915 в Парадных анфиладах Императрицей был устроен лазарет для нижних чинов.

Подводя итог этому знакомству следует знать, что все эти интерьеры не сохранились. Частично уцелевшие исключения: Ротонда, Мавританская, Малахитовая, Малая столовая, Библиотека Его Величества.

Однако существует "Опись вещам принадлежащих Их Императорским Величествам и хранящимся в Собственных комнатах в Зимнем дворце", составленная Главным смотрителем комнатного имущества в Императорском Зимнем дворце и Императорском Эрмитаже Николаем Николаевичем Дементьевым, состоявшим в этой должности с 1888 по 1917. Данный инвентарь отличается точной фиксацией местоположения предметов и их подробным описанием.

В качестве эпилога:
После падения Монархии Собственная половина Их Императорских Величеств была открыта публике. В 1918 дворец подвергся большевистскому разграблению.
Конец 1918 года.
Кабинет Царя-Освободителя.


Гардеробная Её Величества.


Кабинет Её Величества.


Комнаты Великой Княжны Татьяны Николаевны.





PS - спасибо Владимиру (ГУВХ) за поданную идею сделать данное сообщение.