Морфологические средства выразительности речи. §3. Выразительные средства морфологии и словообразования

Читайте также:
  1. EAI (Enterprise Application Integration) - Средства интеграции приложений
  2. II. Средства, влияющие преимущественно на рецепторы эфферентной иннервации сердца
  3. А) Средства, блокирующие натриевые каналы (мембраностабилизирующие средства; группа I)
  4. Автоматизация производства, ее значение и обоснованность проведения на предприятиях в РБ. Оборудование и средства автоматизации технологических процессов.
  5. Адреномиметические средства прямого действия. Классификация. Механизм действия. Фармакологическая характеристика отдельных препаратов. Применение.
  6. Активизация учебно-познавательной деятельности. Пути и средства активизации.
Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам. Морфологические средства Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение. Наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер. Большое количество причастий позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике. Насыщенность текста существительными, интенсивное использование разных категорий падежа, например, конструкции с творительным падежом, придают живописность, непринуждённость описания. С помощью употребления кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста. За счёт употребления местоимений достигается особая экспрессия текста. За счёт личных и притяжательных местоимений достигается оттенок искренности, взволнованности. Неопределенные местоимения как бы «отдаляют» события и предметы.
говорящие фамилии, имена Скотинин, Простаковы, Подхалюзин
употребление времен: будущего в значении настоящего и т. п. Едем завтра
многосоюзие, (полисиндетон) И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук вальна на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо – Мне всякий раз тебя напоминает.
междометия Легче тени Татьяна прыг в другие сени. И с возом бух в канаву.
Части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, частица, междометие и др.) имена существительные называют предметы или явления; помогают обозначать и передавать чувства и эмоции; имена прилагательные помогают обрисовать внешность героев, подчеркнуть какие-либо его качества; участвуют в создании психологического портрета персонажа; глаголы используются для передачи движения, динамики окружающего мира; передают ход действия или мыслей персонажа; междометия передают различные чувства (удивление, восторг, возмущение и др.)
Имя существительное 1. Обратим внимание на существительные, которые в данном тексте использованы в большом количестве. Существительные, стоящие в начале текста, определяют его тему, являясь ключевыми словами текста. (Работа по конкретному тексту) 2. Лев Васильевич Успенский утверждал: «Имя существительное – хлеб языка». С этим мнением нельзя не согласиться. В тексте ФИО существительные играют особую роль: они позволяют автору нарисовать… (создать картину…) (Работа по конкретному тексту) 3. С помощью существительных можно «изобразить» картину природы, портрет, обстановку, они создают предметный ряд… (Работа по конкретному тексту) 4. Имена существительные общего рода (трудяга, работяга, забияка) обозначают качества людей (выход на конкретный текст: зачем используются, какую характеристику дают?) 5. В тексте встречаются существительные общего рода (забияка), которые имеют ярко выраженную отрицательную эмоционально-оценочную окраску. Однако другие существительные общего рода (работяга, трудяга) не имеют отрицательной окраски. Они позволяют автору выразить свое отношение к герою: мы видим, как негативное отношение постепенно перерастает в сочувствие (выход на конкретный текст). 6. Без существительного невозможно общение, так как в предложении чаще всего устанавливаются связи и отношения между предметами. Почти в каждом предложении есть существительные, даже несколько (выход на конкретный текст).
Имя прилагательное 1) С помощью употребления кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста. 2) Писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники. (Работа с текстом) 3) В художественном тексте прилагательные выступают как источник экспрессии. 4) Обращаясь к прилагательным, автор в деталях обрисовывает внешность героя. 5) Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: 6) Прилагательные характеризуют поведение героя, в этом им помогают и глаголы.
Местоимение 1) За счёт употребления местоимений достигается особая экспрессия текста. 2) За счёт личных и притяжательных местоимений достигается оттенок искренности, взволнованности. 3) Неопределенные местоимения как бы «отдаляют» события и предметы
Глаголы 1) Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение. 2) Наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер. 3) В предложении №… особая напряжённость события передаётся с помощью приставочных глаголов совершенного вида, указывающих на мгновенность действия. 4) Глагол – необыкновенная часть речи: по частоте употребления он занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. 5) «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе», - утверждал русский писатель А.Н. Толстой. Попробуем и мы доказать эту мысль, обратившись к тексту ФИО 6) Русский писатель Алексей Югов говорил, что «глагол – самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само действие». 7) Глаголы придают тексту динамичность, они обозначают действия предметов, заставляют предметы ожить. Это и происходит в тексте: картина оживает благодаря таким глаголам, как (Работа по конкретному тексту) 8) Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют читателей, способствуют их объединению с персонажами.
Причастия 1) Большое количество причастий позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике. 2) Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам. Так, причастия (примеры), передавая действие предмета как действие, становятся средством выразительности в тексте ФИО. 3) Использование большого количества причастий позволяет автору не только описать те чувства, которые испытывает… (работа с текстом), но и создает образ …
Деепричастия 1) Своеобразна в языке стилистическая роль деепричастий. Эта форма способствует смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности. Экспрессию, заложенную в грамматической природе деепричастия, отмечали ученые, писатели. По мнению Д. В. Григоровича, «...деепричастие дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия. 2) Деепричастия выразительно передают детали, живописно рисующие действие, 3) Содействуют динамике рассказа, усиливая образность художественного повествования. 4) В тексте много предложений с деепричастными оборотами, выполняющими функцию выразительности, лаконичности, детального описания: примеры (№ предложений). Находясь в начале предложения, деепричастные обороты подчёркивают быстроту, напряжённость действия (предложение №…). Занимая позицию в конце предложения, деепричастные обороты служат средством создания словесных картин, отличающихся эпическим спокойствием (предложение №…). 5) Употребление деепричастного оборота позволяет в пределах одного предложения указать свойства предмета, выразить различные отношения между описываемыми действиями и процессами – например, отношения следования (предложение №…) (сначала доехали, потом пошли), одновременности (предложение №…).

Выразительные средства словообразования

Использование морфем

Поэты в своем творчестве подчас обыгрывают значение морфем, привлекая внимание читателя к лексическому значению слова и его внутренней форме.

Например :

ПЕРЕшагни, ПЕРЕскочи, ПЕРЕлети, Пере - что хочешь –

но вырвись: камнем из пращи, звездой, сорвавшейся в ночи.

РАС-стояние: версты, мили...

Нас РАС-ставили, РАС-садили.

Чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли.

РАС-стояние: версты, дали...

Нас РАС-клеили, РАС-паяли...

(М.Цветаева)

Приставка РАС (черточка в некоторых словах с этой приставкой - авторская) привносит дополнительное значение в данное стихотворение: мы понимаем, что людей умышленно разъединяют, чтобы легче было управлять.

В русском языке среди множества словообразовательных суффиксов существует группа суффиксов субъективно - эмоциональной оценки.

Они придают слову разнообразные дополнительные значения: уменьшительность, уничижи-

тельность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т.п.

Например: Дом - домИЩе, домИНа. Грязь - грязИЩа;

Морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание) например, суффиксы субъективной оценки могут передавать отношение автора (персонажей) к предмету речи (ласковое, неодобрительное, презрительное, шутливое и др.), служить средством речевых характеристик героев
Суффиксы 1) В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет). 2) в тексте (ФИО) мы наблюдаем слова (назвать слова) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что позволяет автору выразить свое отношение к … 3) Слова с суффиксами оценки (примеры) вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. (Работа по конкретному тексту) 4) Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, -еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок(девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). 5) Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми суффиксами преувеличения: -ищ-, -ущи др.: бородища, здоровущий .
Приставки 1) В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения . 2) Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости. Например, путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершённости действия, усиливается экспрессия: 3) приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм. 4) Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов.
Однокоренные слова 1) помогают выделить наиболее важные понятия текста, 2) подчеркивают значимость этих понятий

Графические средства выразительности

рубленая строка (лесенка), акростих, разрядка, курсив


ЗАДАНИЕ 4

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ. Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить БЕЗм олвный - БЕЗг ласный, ИСс ледовать - ИЗл ить, ЧРЕЗм ерный - РАЗо бщить, ЧЕРЕСч ур - ЧРЕЗм ерный НИЗв ергать - НИСп адать ВЗл ететь - ВСп лакнуть ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть. ПРЕкрасный, ПРЕграда Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями. Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги.

Различать по значению:

При- Пре-
Прибывать = приезжать: прибывать в город Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость Придел = часть храма Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Привратник = человек около ворот: строгий привратник Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Приставить что-либо к чему-либо Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.) Приуменьшить* = немного, чуть-чуть Приумножить* = незначительно, чуть-чуть Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные) Предел = конец чего-то: предел терпения Презирать = не уважать: презирать лжеца Превратное = неверное: превратное мнение Непреложный закон = нерушимый Препираться = спорить из-за мелочей Преставиться = умереть (устар.) Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения Преткнуться –споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения Преуменьшить* = во много раз Преумножить* = во много раз

Правописание гласных букв И и Ы после приставок

1. После русских и заимствованных приставок , оканчивающихся на гласную , буква И в корне пишется в соответствии с произношением: доиграть, поиск, архиинтересный.

2. После русских приставок , оканчивающихся на согласную, на месте буквы И пишется Ы: предыстория, розыгрыш, подымать, предыюльский, возыметь.

Исключение: взимать.

3. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.

4. После заимствованных приставок , оканчивающихся на согласную

(ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-) , пишется буква И: контригра, трансиорданский, постимпрессионизм, дезинфекция

Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спортинвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = педагогический институт

Занятие факультативного курса «Русская словесность»
Тема: « Морфологические средства выразительности речи
в текстах А.С.Пушкина».
Цели: провести лабораторно­исследовательские наблюдения над текстами
Пушкина, с целью найти яркие примеры использования изобразительно­
выразительных возможностей морфологии, воспитывать «вкус» лабораторной
работы с художественным текстом, развивать способности комбинаторного
мышления, анализа и синтеза.
Итоги
I.
предварительно по микрогруппам.
лабораторных исследований учащихся,
полученных
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Итоги
(Ребятам предлагались пушкинские тексты, где было примерно 500
знаменательных слов. Нужно было подчитать количество слов каждой части
речи в тексте, поскольку морфология в сознании детей ассоциируется прежде
всего с системой частей речи.
лабораторных исследований
обсуждаются, выявляются закономерности, результаты сравниваются с
выводами ученых.
­Ученые считают, что у Пушкина на 500 знаменательных слов 110 глаголов.
Б.Н.Головин опровергает гипотезу об особой глагольности речевого стиля
Пушкина, выяснив, что соотношения «существительных и прилагательных»
оказываются равными у Пушкина и Лермонтова, при этом 39
существительных из 100 у Лермонтова получают признаки прилагательных, у
Пушкина лишь 25 из 100 ­ мышление Пушкина предметнее)
II.
Имя существительное.
в
1. Обратим внимание на употребление у Пушкина творительного падежа
сравнения: «И точно: конь передо мною. Скребет копытом, весь огонь,
Дугою шея, хвост трубою».
(Учащимся предлагается зачитать домашние подборки цитат, где
пушкинских текстах есть подобные примеры).
Вывод: такое сравнение образнее, ближе к фольклорному сопоставлению,
конструкции без сравнительных союзов представляют более динамичную
картину.
2. Источником образного олицетворения часто является использование
неодушевленных существительных в значении одушевленных. Пушкин часто
применяет этот троп в развёрнутом виде в стихах о поэте и поэзии. Учащиеся,
анализировавшие пушкинские стихи на данную тему, представляют
выбранные цитаты.
а) Обращение к музе:
­ Усядься, муза: ручки в рукава;
Под лавку ножки! Не вертись, резвушка!
б) Обращение к произведениям:
1

­ Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!
в) Олицетворение отвлеченных существительных.
­ Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете,
Поймала, за ворот взяла
И в темный угол заперла.
Вывод: пушкинские олицетворения позволяют представить творчество в
мифопоэтических образах, а пороки, мешающие творить, изображены как
тёмные силы.

III. Имя прилагательное.
Учащимся известно о прилагательном как об источнике особой образной
экспрессии в описаниях.
1) Ребятам предлагается в анализируемых текстах выделить все эпитеты и
подразделить их на народные (постоянные) и авторские.
2) Рассмотреть особенности пушкинских прилагательных в тексте и сравнить
свои мысли с выводами ученого А.И.Федорова, считавшего, что определения
у Пушкина указывают на качества предмета, отражающие его сущность.
­ Проанализируем сцену бурана из повести «Капитанская дочка».
(Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником). Прилагательное
«узкая» («кибитка ехала по узкой дороге») предсказывает дальнейшее
развитие событий: ближайшее (кони съедут с дороги и путники заблудятся в
степи) и более глубокое (на «узкой дороге» столкнутся Гринев и Пугачев).
Вывод: от употребления определений проза Пушкина приобретает
доказательный, документальный характер: «лубочные крылья», «бревенчатый
бор», «отдаленный холмик», «походные лафеты» и т.д.
­ А теперь следующая группа озвучивает примеры, где видны образные и
семантические возможности прилагательных.
(«Краснощекое здоровье», « веков завистливая даль», «бескрылое желанье», в
пустыне чахлой и скупой», жизни мышья беготня», «ветреная судьба,
«широкошумные дубровы» и т.п.)
3). Краткие прилагательные называют переменный, изменяющийся во времени
признак.
­ Определите, какова смысловая и стилистическая роль кратких
прилагательных в данных отрывках:
а) «Ты богат, я очень беден … Ты румян, как маков цвет, я как смерть, и тощ
и бледен.»
б) «Как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал
послушною слезой.»
в) «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен.»
2

Вывод: краткие прилагательные сжимают пружину описаний, делают
характеристики безапелляционно точными и содействуют приёму
контраста.
IV. Глагол.
­ Прочитайте выбранные следующей группой
Назовите глаголы и объясните их роль в описании:
строки А.Пушкина.

Я на бреге,
а) Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывет
(небо -> море ­ плавное отражённое движение)
б) В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
Разольется в шумном беге,
И очутятс
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря …
(Диво ­ само живое своенравное море)
в) Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
« Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» ­ молвил он,
Вышиб
(Нет прилагательных, строки сильны, энергичны, похожи на считалку)
г) Ретив и смирен верный конь,
Почуя роковой огонь,
. Глазами косо водит
Дрожит

И мчится
в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком
(Стремительность движения коня, достойного своего седока)
д) Как рано мог он лицемерить
,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать
(Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие, что характерно для
мироощущения скучающего Онегина.)
Учащимся предлагается сравнить свои выводы с мнением С.Я. Маршака о
предельной лаконичности пушкинских текстов.
дно и вышел вон.

V. Имя числительное.
3

В центре внимания следующей группы учащихся ­ повесть «Пиковая дама».
Учащиеся зачитывают фразы, где есть числительные, отмечая не только их
информативную функцию, но и экспрессивную.
Вывод: все движется вокруг магической пружины «три карты»,сказочная
троекратность, символичность.


! – «Ты скромен, друг сердечный!
VI. Местоимение.
Группе ребят предлагалось отметить особую роль личных мест в стихах о
любви и дружестве.
а) Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он
!
(Татьяна, говоря с Онегиным, прибегает к местоимению третьего лица,
чтобы подчеркнуть не зависящее от обоих предначертание судьбы0
б) «Печален ты, признайся, что с тобой
­ Люблю, мой друг – «Но кто ж тебя пленила?»
­ Она …
­ … «Кому ж ты жертвуешь душой?»
­ Ах! Ей
Но почему ж ты столько огорчен?
И кто виной? Супруг, отец, конечно …»
­ Не то, мой друг! – «Но что ж?»
­ Я ей не он
.
(Стихотворение называется «Она», подчёркивая пушкинское Софийное
почитание священного женского начала. Вывод героя звучит и как строгая
самооценка, и как благословление с бескорыстными пушкинским нотками:
«Как дай вам бог любимой быть другим»)
в) Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвись, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила
Пред ней задумчиво стою
Свести, очей с нее нет силы:
И говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
(Это стихотворение так и называется ­ «Ты и вы», эти местоимения
становятся смысловой антитезой, между ними пропасть от светских
условностей до родства душ. Вспомним, как путается в этих местоимениях
влюблённая Татьяна Ларина: «… Я к вам пишу. … То воля неба: Я твоя …»)
VII. Служебные части речи.
В пушкинских текстах всякое слово значимо и экспрессивно.
4

Последняя группа рассматривала функции союза «но» в пушкинских
текстах:
а) … Злое на меня уныние находит
Хоть плюнуть да бежать …
Но как же любо мне
Осеннею порою, в вечерней тишине …
б) Но не хочу, о других, умирать;
Я жить хочу, что мыслить и страдать …
(Вывод: «но» – выразитель жизнеутверждающего пафоса)
VIII. Работа по карточкам.
Ребята получают карточки с пушкинскими текстами и выполняют морф
оологический анализ, устанавливают количественное соотношение частей
речи, роль частей речи, тип речи и особенности стилистики пушкинского
«златочеканного» слога.
5

К выразительным средствам морфологии относится экспрессивное использование частей речи. Так, «без­глагольные» тексты, в которых преобладают имена су­ществительные, помогают выполнить пейзажную зари­совку (Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья.

А. Фет) или создать баталь­ное полотно: Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет импера­тор в голубом кафтане (В. Окуджава). Они придают стихотворениям лаконизм и помогают передать внутрен­ний драматизм.

Прилагательные придают тексту яркость, вырази­тельность и образность:

Нежно-бесстрастная, Нежно-холодная, Вечно подвластная, Вечно свободная... Лживая, ясная, Звучно-печальная, Чуждо прекрасная, Близкая, дальняя.

(Н. Минский)

Глаголы делают текст более динамичным (*Швед, русский колет, рубит, режет... А. Пушкин) и в то же время помогают передать душевное состояние человека:

Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать...

(А. Пушкин)

Особой изобразительной силой обладают наречия (А я иду - за мной беда, не прямо и не косо. А в никуда и никогда, как поезда с откоса. А. Ахматова) и местоимения (Мы так обрадовались стуже, мы так соскучились по ней. Ю. Визбор), передающие чувства лирического героя, выделяющие основные мысли ав­тора.

К морфологическим средствам выразительности от­носится и такой прием, как отрицательное сравнение, когда явления не сопоставляются, а противопоставля­ются. Он часто используется в устном народном творче­стве. Неотъемлемым средством создания отрицательно­го сравнения является отрицательная частица НЕ:

По гиблому месту, по талой звезде найдешь меня там, где не будет нигде. Есть дальняя пристань, последний приют, где скорби не знают и мертвых не чтут.

(О. Чухонцев)

Русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами. Это объясняется тем, что слова могут свободно перемещаться внутри предложения. В от­личие от западноевропейских языков, в русском языке отсутствует обязательное уточнение, отсутствуют артик­ли. Это порождает многие изобразительные приемы: сти­листические фигуры.

Инверсия (от латинского inversio - «перевертыва­ние», «перестановка») - обратный порядок слов в пред­ложении.

В русском языке существует прямой порядок слов: сначала - подлежащее, потом сказуемое; дополнение и обстоятельство, выраженное существительным, ставит­ся после слов, к которым они относятся; определения- прилагательные и обстоятельства-наречия - перед глав­ными словами. Нарушение привычного порядка слов и является инверсией. Обычно прием инверсии позволяет выделить наиболее значимые слова:

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.

(А. Пушкин)

Особое значение инверсия приобретает в поэтических текстах, так как является не только стилистической фи­гурой, но и придает стихотворению определенный ритм.

Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй:

Из смиренья не пишутся стихотворенья,

И нельзя их писать ни на чье усмотренье.

Говорят, что их можно писать из презренья.

Диктует их только прозренье.

Мартынов)

Изобразительными средствами синтаксиса являются и риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения.

Риторические вопросы -- это вопросы, не требую­щие ответа. Они помогают выразить чувства и мысли лирического героя: сомнение, неуверенность; они пере­дают внутреннюю напряженность, усиливают эмоци­ональность стихотворения:

Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(С. Есенин)

Риторические восклицания и обращения (высказы­вание адресуется, как правило, неодушевленному лицу) также помогают передать мысли и чувства автора, рас­крыть его внутренний мир: Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин)

К изобразительным средствам синтаксиса относится эллипсис (от греческого ellepsis - «выпадение», «опу­щение») - пропуск во фразе какого-либо слова, легко восстанавливаемого по смыслу; Богаты мы, едва из ко­лыбели, ошибками отцов и поздним их умом (М. Лер­монтов); Не рыдал, не сплетал оголенных, исхлестан­ных, в шрамах... (Б. Пастернак). Эллипсис придает речи стремительность, напряженность.

Синтаксический параллелизм построен на одина­ковом построении идущих друг за другом предложе­ний:

И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку.

(М. Лермонтов)

Синтаксический параллелизм в сочетании с лекси­ческими повторами позволяет создать яркий художест­венный образ, передать динамичность изображаемой картины.

Хиазм - это одно из изобразительных синтаксиче­ских средств, стилистическая фигура, в которой парал­лельные члены предложения расположены сначала в прямой, а затем в обратной последовательности: Нас бы ло четыре сестры, четыре сестры нас было(М. Кузмин). Хиазм выделяет, подчеркивает наиболее важную для ав­тора информацию.

Бессоюзие - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов между словами в словосочетании и предложении: Швед, русский колет, рубит, режет... (А. Пушкин). Бессоюзие, как и эллипсис, придает речи напряженность, стремительность.

Многосоюзие - фигура, основанная на повторе од­них и тех же союзов:

И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе...

(Ф. Тютчев)

В отличие от бессоюзия и эллипсиса, многосоюзие замедляет темп речи, призывает читателя задуматься, поразмышлять вместе с автором.

Множественность однородных членов предложения - фигура, основанная на множественном употреблении од­нородных членов предложения: Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошадь, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собст­венной, настоящей жизнью (И. Бунин).

Употребление множественности однородных членов предложения помогает автору подчеркнуть все многооб­разие окружающего мира, создать полную картину дей­ствительности.

Анализируя изобразительные средства синтаксиса, можно сделать вывод, что синтаксис - это не только раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение, но и языковой уровень, на котором объ­единяются и взаимодействуют все языковые образные средства, существующие не изолированно, а в синтак­сической единице - предложении.

Еще по теме ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАММАТИКИ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ):

  1. § 4. Основные типы фразеологических единиц в русском языке
  2. Эволюция грамматических взглядов проф. А. М. Пешковского и неудавшийся синтез учений Фортунатова, Потебни, Овсянико-Куликовского, де Соссюра и Шахматова

Морфологические средства языковой выразительности

Мы привыкли считать, что выразительность речи связана с использованием средств языковой выразительности – эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол, анафор и других. Но все же речевой опыт подсказывает, что это понятие более широкое и глубокое. На наше сознание воздействует новизна темы, информативность и доказательность содержания, логичность речи. Н. Б. Головин даёт такое определение: « Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной». Структурные особенности выразительной речи поддерживают выразительность произносительная и акцентологическая, выразительность лексическая и словообразовательная, выразительность морфологическая и синтаксическая, выразительность интонационная и стилевая. Выразительность придают речи все средства языка, входящие в разные области языковой структуры. Язык - это система. В системе языка важная роль отводится морфологии и морфологическим средствам языка. Имена существительные называют предметы, качества, действия, без имен существительных невозможно понять предмет разговора. Имена прилагательные называют признаки предмета, без них невозможно создать описание. Глагол и его формы передают движение, перемещение. Глагол способен передавать огромное количество смысловых оттенков и делает речь компактной. Глагол способен управлять именами существительными, он способен образовывать ряд последовательно зависящих слов и конструкций, что Потебня называл «синтаксической перспективой. Глагол передаёт видовые и залоговые оттенки. у Существительных особенно у отглагольных, таких возможностей нет. отглагольные существительные придают тексту неопределенность действующего лица, создаёт ощущение недосказанности, умолчания. Глагол связан с реальным лицом, поэтому он может оказаться грубым и неуместным для передачи тонких чувств поэтической речи. Наречие говорит о месте, времени, образе, причине, цели, условиях действия. Есть своя выразительность и у служебных частей речи: частицы, например, помогают создать вопрос, уточнить и усилить значение самостоятельных частей речи, придают отрицание или, наоборот, положительное значение предложению.

Тема урока. Морфологические средства языковой выразительности.

Цель: рассмотрение возможности морфологии как средства выразительности речи.

Задачи:

1. Рассмотреть имя существительное и имя прилагательное как выразительные средства языка

2. Изучить выразительные возможности глагола

3. Исследовать выразительные возможности глагольных частей речи.

4. Рассмотреть словообразовательные возможности русского языка с точки зрения выразительности речи.

Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Технология: проблемное обучение

Оборудование: распечатки текстов и стихотворений,

Время: 90 мин.

Класс (возраст учащихся): 1 курс (10-11 класс)

Ход урока.

  1. Актуализация знаний. (Повторить понятие выразительность речи, лексические средства выразительности)

Какой раздел курса русского мы начинаем изучать? (морфология)

Что изучает морфология? (части речи)

Зачем нужны в нашем языке части речи, что они дают нашей речи? (учащиеся предполагают)

Вот мы и коснулись проблемы урока: какие возможности открывают части речи нашему языку, нам говорящим на этом языке, какие возможности выразительности скрыты в частях речи.

Догадались, какая тема урока сегодня. Сформулируйте её. (Морфологические средства выразительности.)

Постарайтесь сформулировать цели урока.

Сформулируйте задачи урока.

Скажите, тема выразительности речи новая для нас?

Что мы изучили? (что такое выразительность речи, фонетические и лексические средства выразительности)

Напишите маленькое эссе, из которого было бы понятно, что такое выразительность, какую роль играют лексические и фонетические средства выразительности. (можно составить синквейн)

Проверяем ваши работы. (спрашиваю 2-4 учащихся)

Оцениваем работы, дополняем.

  1. Изучение новой темы.

Итак, мы должны определить, в чем заключается выразительность частей речи. Но об этом мы скажем после исследования текстов, стихотворных и прозаических

Как вы думаете, с каких частей речи мы начнем разговор о морфологических средствах выразительности.

1)- Имени существительного и имени прилагательного.

Перед вами стихотворение в нем пропущены слова одной части речи. Прочитайте стихотворение. Какой части речи здесь не хватает?

Как же выглядит текст без имен существительных? Что дают нам имена существительные? (без существительных мы не знаем о ком идет речь, где происходит действие, какие чувства испытывает герой, в тексте нет тех предметов, которые нам помогают представить мир)

Ваша задача: вписать в текст стихотворения имена существительные.

Проверяем, что получилось? Объясняем, почему взяли именно эти существительные.

Узнали стихотворение?

А теперь сравним текст И. А. Бунина и наши варианты.

А теперь заполняем таблицу, которая лежит на ваших столах и отвечаем на вопросы: что такое существительное, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Эту таблицу вы вклеите в ваши тетради.

Определите, грамматические признаки существительных (работают 10 минут), (существительные неодушевленные, нарицательные, мужского и женского рода, все, кроме сущ. палатам употреблены в единственном числе, в И., Д., Т., П., падежах)

О чем нам говорят существительные песок -как шелк, ствол-гигант?

(весь лес мы видим глазами ребенка, ему все кажется большим)

Какие еще признаки детского взгляда есть в стихотворении? (существительные свет, солнце, лето, которые говорят о радостном восприятии жизни).

Какую выразительность несут грамматические категории имени существительного?

(они помогают узнать род предмета и их число, помогают точнее оценить лирического героя и его чувства и понять обстановку, в которой происходит действие)

Обратимся к именам прилагательным в этом стихотворении. Закрасьте их желтым цветом и прочитайте текст без прилагательных. Что изменилось? (текст потерял свою образность, красочность, стал тусклым, а где-то потерялся и смысл).

Вспомним определение и грамматические признаки имени прилагательного, запишем их в таблицу.

Определим эти признаки у прилагательных в стихотворении Бунина.

(поэт использует качественные и относительные прилагательные в полной и краткой форме, в качестве определений и сказуемых, использует прилагательные в сравнительной степени; все прилагательные подтверждают состояние героя: он – ребёнок, гуляет летом в бору, радуется солнцу и теплу, сосновому аромату).

Сделаем вывод о выразительных возможностях имен прилагательных.

Какая часть речи подтверждает наши догадки о том, что лирический герой стихотворения ребенок.

(имя числительное)

С какой же целью мы используем в речи имена числительные?

(говорят о возрасте героя, о времени действия, о расстоянии и т.д.)

Какие местоимения вы нашли в тексте? (мне, вся)

Почему так мало местоимений?

(они не нужны, так как есть глагол чувствую, который и говорит о 1-м лице, но местоимение я автор не использует)

2) Как вы думаете, в чем заключается выразительность глагола?

(передает движения, действия, чувства, их изменения).

Дадим определение глаголу, укажем на его синтаксическую роль и морфологические признаки.

а) Прочитайте отрывок из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Какие чувства испытывает Наташа, как они изменяются в её душе? Выпишите глаголы чувств и глаголы движения. Определите их грамматические характеристики. (диалектика души). Использует глаголы разных времен, это даёт возможность путешествовать с героями на машине времени: узнать о прошлом, вместе с героями стать участниками настоящих современных событий и заглянуть в будущее)

б) Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Силентиум», обратите внимание на глаголы. Что заметили? (использует глаголы повелительного наклонении, которые заставляют нас остановиться и все действия применить к себе, понаблюдать за собой)

в) Читаем стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака. какая часть речи в этом тексте останавливает наше внимание? (причастие) Дайте ему определение и скажите, с какой целью использует поэт эту часть речи? Определите залог причастий, падеж, род, число.

г) Вспомним, что обозначает деепричастие. Запишите в таблицу грамматическую характеристику деепричастия. Прочитайте стихотворение И. Северянина «Последняя любовь», назовите деепричастия, определите, какую роль они играют в стихотворении.

Сделаем вывод о роли причастия и деепричастия

3) Какие же словообразовательные элементы влияют на выразительность частей речи и, следовательно, на весь текст?

Прочитайте текст.

Вот на бугорке мал еньк ая рощ иц а. Перепрыгиваю через овраж ек и подхожу ближе. На вет очк ах берёз вижу зелен оват ый клейкий пуш ок - будущий лист очек . Как тих оньк о теплый ветер ок раскачивает еще бледн оват ые сереж к и. А вон и пушистая сос енк а! Как её сем ечк о залетело в берёзовую рощу? Смотрю на пышную красавицу и лишь удивляюсь. На нижних ветвях лежат коричн еват ые прошлогодние лист ик и. Неужели вижу сразу два времени года - осень и весну?

Анализируем текст. Определите тему, проблему, идею. О каком времени весны идет речь? (ранняя, конец апреля- начало мая) Докажите это. Какое настроение звучит в тексте? Как автор относится к этой поре? Какие словообразовательные элементы он использует? (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы неполной оценки качества).

Какие части речи помогают создать атмосферу любования ранней весной? (глаголы настоящего времени 1-го лица и частицы).

4. Рефлексия.

Сделайте выводы об особенностях выразительности частей речи.

О какой знаменательной части речи мы не говорили? (наречии)

5 . Домашнее задание .

  1. Записать определение и грамматическую характеристику наречия в таблицу.
  2. Определить роль наречия как морфологического средства выразительности.
  3. Анализ наречий с точки зрения их выразительности в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи/ Учебник для студ. СПУЗ.- 5-е изд., - М.:Академия, 2017 г.
  2. Розенталь Д,Э. А как лучше сказать/ Книга для учащихся старших классов средней школы.- 2-е изд., -М.:Просвещение, 1988 год.

1) Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь - лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)

2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев)

3) Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки(уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных): Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики. . . (Н. В. Гоголь)

Итого: Роль выразительных средств морфологии и словообразования в тексте Изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются: - для усиления образности и изобразительности текста - для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных); - для создания речевых характеристик героев в той или иной стилистической тональности текста; И не только!

Морфологические средства выразительности можно встретить в уже изученных нами хокку Едва-едва я добрел, Измученный, до ночлега. . . И вдруг- глициний цветы! Пусть намокло платье мое, О цветущие персики Фусими, Сыпьте, сыпьте капли дождя!

Из стихотворения А. С. Пушкина « 19 октября» Полней, полней! и, сердцем возгоря, Опять до дна, до капли выпивайте!

В сказке о золотом петушке Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!

№ 1 Прочитайте стихотворение С. Маршака. Какие морфологические средства выразительности вы нашли в данном произведении? Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый, Завернутый в широкий лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?

№ 2 Прочитайте отрывок из стихотворения Саути Роберта Лодорский водопад. Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздуваясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? Какой художественный эффект достигается этим? Почему стихотворение записано лесенкой? Какие звуки в нем преобладают?

№ 3 Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета. Клубятся тучи, млея в блеске алом, Хотят в росе понежиться поля, В последний раз, за третьим перевалом, Пропал ямщик, звеня и не пыля. Определите, какое время суток изобразил поэт. По каким признакам вы догадались об этом? Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа. Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа? Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается". А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в описании пейзажа и душевного состояния?

№ 4 Определите выразительную роль приставки раз- (рас) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку. Расстояние: версты, мили. . . Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Расстояние: версты, дали. . . Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это сплав Вдохновений и сухожилий. . . Не рассорили - рассорили, Расслоили. . . Стена да ров. Расселили нас, как орлов - Заговорщиков: версты, дали. . . Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж - ну который - март? ! Разбили нас - как колоду карт!

Литература http: //rvb. ru/pushkin/01 text/03 fables/01 fables/ 0801. htm Сборник стихов А. С. Пушкин Сборник стихов