Слышат ли нас покойники. Планы нашего подсознания. В чем же состоит грех богача

В Писании есть несколько мест, в которых мы можем узнать о жизни после смерти. Мои рассуждения будут основаны на отрывке из Евангелия от Луки.

Отрывок следующий: Ев. от Луки, глава 16, стихи с 19 по 31.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов перевода вышеупомянутого отрывка из Писания.

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

(Лук.16:19-31)

19 Иисус сказал: «Жил однажды богач. Он одевался в самую дорогую и роскошную одежду и каждый день наслаждался своим богатством.
20 К его воротам часто приносили покрытого язвами нищего по имени Лазарь.
21 И он ожидал там, чтобы насытиться кусками еды, падавшими со стола богача. Даже собаки подходили и лизали его язвы.
22 Когда нищий умер, ангелы отнесли его к Аврааму. Умер и богач, и его похоронили.
23 И в царстве мёртвых, где истязали богача, взглянул он наверх и увидел вдали Авраама, держащего в объятиях Лазаря.
24 И закричал он: «Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы он смочил палец водой и освежил мой язык, ибо я мучаюсь в этом огне!»
25 Но Авраам сказал: «Сын мой, вспомни, что ты получал только хорошее в жизни, а Лазарь только плохое. Здесь же он утешился, а ты страдаешь.
26 И огромная пропасть лежит между тобой и нами, никто не может перейти через неё и помочь, и никто к нам не может перейти».
27 И сказал богач: «Тогда прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом отца моего,
28 ибо у меня есть пятеро братьев; пусть он предупредит их, чтобы и они не попали сюда на мучения».
29 Но Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки. Пусть слушают их».
30 Тогда богач сказал: «Нет, отец Авраам, но если кто из мёртвых придёт к ним, они раскаются».
31 На это Авраам ответил ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то даже и тому, кто воскреснет из мёртвых, они всё равно не поверят».

(Лук.16:19-31)

Кара за безчувственность

Эта притча написана с таким мастерством, что нет ни одной лишней фразы. Рассмотрим поближе лица, изображенные в ней.

1. Во-первых — богач . Каждое слово, сказанное о нем, показывает роскошь, в которой он жил. Он одевался в порфиру и в тонкую красивую льняную одежду. Так описывается обычно и одежда первосвященников, которая стоила по тем временам баснословных денег. И каждый день вкушал он роскошную пищу.

В оригинале слово пиршествовать обычно применяли к гурману, вкушающему изысканные и дорогие кушанья. Богач же делал это каждый день. Этим он несомненно нарушал четвертую заповедь. Эта заповедь не только запрещает работать в субботу, но и гласит: «шесть дней работай» (Исх. 20,9).

В стране, где простые люди были счастливы, если они ели мясо раз в неделю, и где они шесть дней недели упорно должны были трудиться, — богач воплощает праздность и потворство. А Лазарь лежал в ожидании крох, падавших со стола богача.

В те времена не было ни ножей, ни вилок, ни салфеток; пищу кушали руками, а после еды руки мыли. А в очень богатых домах руки вытирали ломтиками хлеба, которые потом выбрасывали.

Вот этих ломтиков хлеба и ждал Лазарь.

2. Во-вторых — Лазарь. Как это ни странно, но Лазарь — единственное имя, упомянутое в притчах. Имя Лазарь — латинизированная форма иудейского имени Елеазар , означающее — «Бог — моя опора и помощь «.

Он был нищим, покрыт струпьями и настолько слаб, что не мог отогнать собак, лизавших струпья его. Такова картина в этом мире. Но она меняется, и в мире грядущем Лазарь во славе на лоне Авраамовом, а богач — в аду в муках.

В чем же состоит грех богача?

Ведь он-же не приказывал убрать Лазаря от ворот своего дома. Он не возражал и против того, чтобы Лазарь получал хлеб, который выбрасывали с его стола. Он не ударил его ногой, когда проходил мимо. Нет, богач не был умышленно жесток к Лазарю.

Но грех богача заключался в том, что он попросту не обращал внимания на Лазаря, он принимал его положение как естественное и неизбежное: Лазарь должен лежать в страданиях и голодный, в то время как он, богач, купался в роскоши.

Кто-то сказал о нем: «Богач попал в ад не за то, что он сделал, а был обречен на муки за то, чего он не сделал».

Грех богача в том, что он мог спокойно видеть страдания и нужду, но они не наполняли его сердце жалостью и состраданием; он видел собрата, страдающего и голодного, и ничего не делал, чтобы что-нибудь исправить.

Он был наказан за то, что не замечал горя ближнего.

Может показаться жестоким, что Авраам отказал богачу послать Лазаря предупредить его братьев об ожидающей их участи. Но ведь совершенно ясно, что если людям дано истинное Слово Божие, и если везде, куда бы они не посмотрели — горе, требующее утешения; нужда, в которой нужно помочь; и страдания, которые нужно облегчить, — а это не вызывает у них сочувствия, помощи, — то им уже нечем помочь.

Какое ужасное предупреждение: богач согрешил не тем, что делал плохое, а тем, что не сделал ничего благотворного.

Разбираем место более детально

16,19-21 Господь завершает Свою речь об управлении материальными ценностями рассказом о двух жизнях, двух смертях и двух последствиях. Следует обратить внимание, что это не притча. Мы подчеркиваем это, потому что некоторые критики стараются объяснить серьезный смысл этого рассказа ссылкой на то, что это якобы притча.

С самого начала нужно четко указать, что безымянный богач не был осужден на пребывание в аду за свое богатство. Основание спасения — это вера в Господа, и люди будут осуждены за отказ веровать в Него.

В частности, этот богатый человек показал, что не имел истинной спасающей веры, своим равнодушным презрением к нищему, который лежал у ворот его в струпьях.

Если бы в нем была любовь Божья, он не смог бы жить в роскоши, комфорте и обеспеченности в то время, когда единоплеменник лежал у ворот его дома и умолял о крошках хлеба. Он вошел бы в Царство Божье с усилием, если бы оставил любовь к деньгам.

Также истинно и то, что Лазарь был спасен не из-за своей бедности. В деле спасения своей души он доверился Господу.

А теперь обратите внимание на портрет богатого человека , которого иногда называют «богач». Он одевался только в самые дорогие и модные одежды, а его стол был уставлен самыми изысканными блюдами. Он жил для себя, потакая удовольствиям и желаниям плоти. У него не было искренней любви к Богу и заботы о другом, таком-же, человеке.

Лазарь — прямая противоположность ему. Это несчастный нищий, который каждый день лежал перед домом богача, он был покрыт струпьями, истощен от голода и преследуем грязными псами, которые лизали струпья его.

16,22 Когда умер нищий, он был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Многие сомневаются, действительно ли ангелы участвуют в перенесении душ верующих на небеса. Мы не видим причины сомневаться в простой силе этих слов. Ангелы служат верующим в этой жизни, и есть, очевидно, причина, по которой они должны делать то же самое и в смертный час.

Лоно Авраамово — это образное выражение, обозначающее место блаженства. Для любого еврея мысль о пребывании в общении с Авраамом связана с невыразимым блаженством. Мы придерживаемся того, что лоно Авраамово — это то-же самое, что и небеса.

Когда умер и богач, его тело похоронили — то тело, которое он ублажал и на которое истратил так много средств.

16,23-24 Но это еще не конец истории. Его душа, или обладающая самосознанием субстанция, попала в ад.

Ад (греческий перевод ветхозаветного слова «шеол «) — это место обитания умерших душ. В ветхозаветный период о нем говорили как о местонахождении и спасенных, и неспасенных. Здесь о нем сказано как о месте, предназначенном неспасенным, потому что мы читаем, что богач был в муках. Учеников, вероятно, изумили слова Иисуса о том, что богач попал в ад.

На основании Ветхого Завета их всегда учили, что богатство — это признак Божьих благословений и милости. Израильтянину, который повиновался Господу, было обещано материальное процветание. Как-же тогда мог богатый еврей попасть в ад?

Господь Иисус только что провозгласил, что с проповедью Иоанна начался новый порядок вещей. Следовательно, богатство — это не знак благословения. Оно служит испытанием верности человека в домоуправлении. Кому много дано, с того много и спросится.

Стих 23 развенчивает идею о том, что «душа спит», — теорию, согласно которой в период между смертью и воскресением душа находится в бессознательном состоянии. Стих доказывает, что по ту сторону могилы есть сознательное существование.

Фактически, нас поражает обширность познания, которым обладал богач. Он увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. Он мог даже общаться с Авраамом. Назвав его «отче Аврааме», он умолял его о милосердии, и просил, чтобы Лазарь принес капельку воды и прохладил язык его.

Возникает, конечно-же, вопрос: как бесплотная душа может испытывать жажду и мучения в пламени. Мы можем лишь заключить, что здесь образное выражение, однако это вовсе не означает, что страдания не настоящие.

16,25 Авраам назвал его «чадо», подтверждая тем самым, что он был его физическим потомком, хотя, со всей очевидностью, не духовным. Патриарх напомнил ему о жизни, проведенной в роскоши, удовольствиях и утехах. Он также вспомнил о бедности и страданиях Лазаря. Теперь, по ту сторону могилы, они поменялись местами. Неравенство на земле стало обратным.

16,26 Из этого стиха мы узнаем, что выбор, сделанный нами в этой жизни, определяет нашу вечную участь, и как только наступает смерть, — эта участь утверждена. Нет перехода из обиталища спасенных в местонахождение осужденных, и наоборот.

16,27-31 После смерти богач вдруг становится евангелистом. Он хочет, чтобы кто-нибудь отправился к его пяти братьям с предупреждением, чтобы они не пришли в это место мучения.

Авраам ответил, что эти пять братьев, будучи евреями, имели ветхозаветные Писания, и их должно быть достаточно для предупреждения. Богач возразил Аврааму, сказав, что если кто из мертвых придет к ним, то они точно покаются. Однако Авраам оставил последнее слово за собой. Он заявил, что отказ от слушания Слова Божьего является окончательным. Если люди не слушают предостережений Библии, то они не поверят, даже если кто-то воскреснет из мертвых.

Убедительным доказательством этому служит то, что произошло с Самим Господом Иисусом. Он воскрес из мертвых, но люди все еще не верят этому.

Из Нового Завета мы знаем, что когда умирает верующий человек, его тело попадает в могилу, а душа идет на небеса, чтобы быть с Христом.

8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
(2Кор.5:8)

23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
(Фил.1:23)

Когда умирает неверующий, его тело точно так-же попадает в могилу, однако душа его идет в ад. Для него ад — место страданий и угрызений совести.

При восхищении Церкви тела верующих восстанут из могил и воссоединятся с духом и душой.

13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
18 Итак утешайте друг друга сими словами.
(1Фесс.4:13-18)

Спрашивает Кристина
Отвечает Инна Белоножко, 30.04.2012


Кристина пишет:

"Божьих благословений! Спасибо за предыдущий ответ на мой вопрос о доверии к Господу. Вы очень хорошо всё разъяснили и даже процитировали мою любимую цитату Ибо Я искупил тебя= Теперь вот что меня интересует: где находятся сейчас наши умершие родственники? слышат ли они нас или до Второго пришествия просто спят? я читала в Библии, что Господь говорит в могиле, куда пойдёте нет ни богатства ни мудрости как-то так вроде. а как на самом деле? Спасибо!"

Мир Вам, Кристина!

Вот получилось так, что и на этот вопрос отвечу для Вас я.

Наши умершие родственники и все умершие люди находятся в могилах и спят, потому что смерть в Библии названа сном. Библия называет смерть сном 53 раза. Умершие ничего не видят и не слышат, ни за кем не наблюдают.

«А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? … Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего … В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает» ( , 12, 21).

Помните, как сказал Христос Своим ученикам о смерти Лазаря? «Сказав это, говорит им потом: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер…» ( -14).

Библии говорит: «в смерти нет памятования о Тебе : во гробе кто будет славить Тебя?» () «Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву . Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают , и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению: и любовь их, и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем » ( , 10)

А вот текст, о котором Вы, Кристина, говорили:

Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их ( )

Благословений и радости!

С уважением,

Читайте еще по теме "Смерть, рай и ад, душа и дух":

Многим, кто терял близких, знакомы чувства, которые вызывает утрата. Пустота, тоска и дикая боль в душе. Скорбь по ушедшим близким - одно из наиболее болезненных психологических состояний.

Однако, есть множество сведений о том, что живые получают послания из тонкого мира.

Не будем брать в расчет исследователей, целенаправленно изучающих возможности двусторонней связи с потусторонним миром. Есть немалое количество людей, утверждающих, что они не прикладывают никаких усилий, чтобы видеть души ушедших. Видения происходят, на их взгляд, непроизвольно.

Из этой статьи Вы узнаете, как души умерших общаются с живыми

Застрявшие между мирами

Люди часто пугаются, когда в их домах отчетливо слышны шаги там, где никто не ходит. Сами собой включаются краны с водой и выключатели света, могут с завидной регулярностью падать вещи с полок. Иными словами, наблюдается активность полтергейста. Но что происходит на самом деле?

Чтобы понимать, кто или что выходит с нами на связь от имени умерших, нужно представлять себе, что происходит после смерти.

После смерти физического тела душа стремится вернуться к Творцу. Некоторые души сделают это быстрее, а другим понадобиться больше времени. Чем выше уровень развития души, тем быстрее она достигнет Дома.

Однако, душа может по разным причинам задержаться в самом близком по плотности к физическому миру астральном плане. Иногда умерший не осознает, что происходит и где он находится. Он не понимает, что умер. Он не способен вернуться в физическое тело и застревает между мирами.

Для него все остается по прежнему, кроме одного: живые люди перестают их видеть. Такие души принято считать призраками.

На какой срок душа-призрак задержится рядом с миром живых , зависит от уровня развития души. По человеческим меркам время пребывания определенной души параллельно с живыми людьми может исчисляться десятилетиями, а то и веками. Им может понадобиться помощь живых.

Звонок с того света

Телефонные звонки от обитателей тонкого мира являются одним из способов связи. На мобильные телефоны приходят смс, поступают звонки со странных номеров из множества чисел. При попытках перезвонить на данные номера или отправить ответ выясняется, что данного номера не существует, а позднее он и вовсе удаляется из памяти телефона.

Такие звонки, как правило, сопровождаются очень сильным шумом, похожим на ветер в поле и громким треском. Через треск проявляется контакт с миром умерших. Будто прорывается занавес между мирами.

Фразы короткие и говорит лишь позвонивший. Звонки поступающие на мобильные телефоны наблюдаются в первое время после того, как человек умер. Чем дальше от дня смерти, тем реже они становятся.

Адресаты таких звонков могут не подозревать, что звонившего нет в живых. Это выясняется позже. Вполне возможно, что такие звонки совершаются призраками, которые сами не осознают своей физической смерти.

О чем говорят умершие, когда звонят по телефону?

Иногда, звоня по телефону, умершие могут просить о помощи.

Так, одной женщине поздно вечером позвонила младшая сестра, которая просила ей помочь. Но женщина была очень уставшей, поэтому пообещала перезвонить на утро следующего дня и помочь всем, чем сможет.

А минут через пять позвонил муж младшей сестры и сообщил, что уже около двух недель его жена мертва, и ее тело находится в судебно-медицинском морге. Ее сбил автомобиль и водитель скрылся с места аварии.

Души, позвонив по телефону, могут предупредить об опасности живых.

Молодая семья ехала на автомобиле. За рулем сидела девушка. Машину занесло, и она чудом не перевернулась, съехав с трассы. В это время звонил мобильный телефон девушки.

Когда все немного пришли в себя, выяснилось, что звонила мама девушки. Ей перезвонили, и она дрожащим голосом спросила, все ли в порядке. На вопрос, почему она спрашивает, женщина ответила: “Звонил дедушка (он умер шесть лет назад), сказал: “Она еще жива. Ты можешь ее спасти”.

Помимо сотовых телефонов голоса умерших людей можно услышать в колонках компьютера наряду с техническими шумами. Степень разборчивости у них может варьироваться от совсем тихих и едва разборчивых до относительно громких и хорошо различимых.

Отражение призраков в зеркалах и не только

Люди рассказывают, как видят отражения своих умерших родных в зеркалах, а так же на экранах телевизоров и мониторах компьютеров.

Девушка видела достаточно плотный силуэт матери на десятый день после ее похорон. Женщина “сидела” на стуле рядом, как делала это при жизни, и заглядывала через плечо дочери. Через несколько мгновений силуэт пропал и более не появлялся. Позже девушка поняла, что душа матери приходила к ней попрощаться.

Рэймонд Моуди в своих книгах рассказывает о древнейшей технике, когда всматриваясь в зеркало можно установить контакт с покойным. Такую технику использовали в древности жрецы. Правда, вместо зеркал они использовали чаши с водой.

Человек неподготовленный может увидеть в зеркале образ того, кто умер, мельком взглянув в него. Образ может либо трансформироваться из отражения лица того, кто смотрит в зеркало, либо появляется рядом с отражением смотрящего.

Кроме знаков, которые оставляют жители тонких планов посредством техники или каких-то предметов быта, попытки войти в контакт осуществляются напрямую. То есть люди физически ощущают потустороннее присутствие духов, слышат их голоса и даже узнают запахи, свойственные их без времени ушедшим близким при жизни.

Тактильные ощущения присутствия

Потустороннее присутствие чувствительные люди ощущают как легкое прикосновение, или ветерок. Часто матери, потерявшие своих детей, в минуты сильной скорби чувствуют, будто их кто-то обнимает или гладит по волосам.

Возможно, что в минуты, когда люди испытывают сильное желание увидеть покойных родных, их тонкие тела способны воспринимать энергии более тонких планов.

Умершие просят о помощи живых

Иногда человек находится в необычном состоянии. Он чувствует, что ему надо что-то сделать, его куда-то “тянет”. Он не понимает, что именно, но чувство смятения его не отпускает. Он в прямом смысле слова не находит себе места.

«Мы приехали к родственникам в другой город, где когда-то жили мои дедушка и бабушка. Был понедельник, а завтра - Родительский день. Я не могла найти себе места, меня тянуло куда-то, я чувствовала, что должна что-то сделать. Семья обсуждала завтрашний день. Они не помнили, где находится могила моего дедушки - кладбище расстроилось и все ориентиры были убраны.

Никому не сказав, я одна пошла на кладбище - искать могилу деда. В тот день я ее не нашла. Следующий день, третий, четвертый - без толку. И состояние не отпускает, только усиливается.

Вернувшись в свой город я расспросила маму, как выглядела могила деда. Оказывается, есть фотография стелы со звездой на конце, на могиле деда. И мы поехали - на этот раз с сестрой и моей дочерью. И моя дочь нашла его могилу!

Мы привели ее в порядок, покрасили памятник. Теперь все родные знают, где похоронен дедушка.

После этого у меня будто груз с плеч упал. Такое чувство, что я должна была привести родных на его могилу».

Иногда, находясь в местах большого скопления людей можно очень четко услышать зовущий голос умершего, похожий на оклик. Происходит это при смешении звуков, и неожиданно.

Только звучат они в режиме реального времени. Бывает, что в минуты, когда человек сильно задумывается о чем-то, он может услышать подсказку голосом покойного.

Встречи с душами умерших во снах

Есть много людей, рассказывающих о том, что им сняться умершие. И отношение к таким встречам во снах неоднозначное. Кого-то они пугают, кто-то старается их растолковать, считая, что в таком сне скрыто важное послание. А есть и такие, кто сны об умерших всерьез не воспринимает. Для них это просто сон.

О чем бывают сны, в которых мы видим тех, кого уже нет среди нас:

  • мы получаем разного рода предупреждения о предстоящих событиях;
  • во снах мы узнаем, как “устроились” в ином мире души умерших;
  • понимаем, что они просят о прощении за свои поступки при жизни;
  • через нас могут передавать послания для других;
  • души умерших могут попросить живых о помощи.

Можно долго перечислять вероятные причины того, почему умершие сняться живым. Понять это может только тот, кому покойный приснился.

Вне зависимости от того, каким образом люди получают знаки от покойных, можно с уверенностью говорить о том, что они пытаются выйти на связь с живыми.

Души наших близких продолжают заботиться о нас даже находясь в тонком мире. К сожалению, не все и не всегда готовы к такого рода контактам. Чаще всего у людей это вызывает панический страх. Воспоминания о близких людях очень глубоко отпечатываются в нашей памяти.

Возможно, чтобы встретиться с усопшими, достаточно открыть доступ к нашему собственному подсознанию.

P.S. Были ли у вас контакты с покойными? Возможно, вам известны иные знаки, оставленные душами усопших? Пожалуйста, поделитесь в комментариях!

20.02.2009 20:43:34: Прот. Алексий

Мы знаем точно, что души обоих состояний загробного мира, (Рая и Ада) спасенного и нерешенного, помнят о своих близких. Имея общего единого Бога, перешедшие в загробный мир надеются на молитвы и ходатайство живых и желают спсения равно как себе, так и живущим на земле. В Евангельской притче сказанной Господом:

"Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда (Авраам) сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят". (Лк. 16, 31)

Мы видим, что богатый человек помнит о своих братьях и просит Господа показать им чудо, чтобы они поверили.

Умершие и находящиеся в Аду помнят о своих близких и если за них возносится молитва в Церкви, они чувствуют некое облегчение. Например, когда Св.Макарий Египетский разговаривал с черепом, то услышал: "когда ты о нас молишься, то мы получаем некоторую отраду..." Следовательно, евангельский богач мог знать о состоянии жизни братьев на земле из своего собственного загробного состояния, - не видя никакой загробной отрады, он и делал заключение об их беспечной жизни. Если бы они вели жизнь более набожную, то вполне возможно не забывали бы своего умершего брата, и молились за него; тогда и он мог бы сказать, как череп жреца, что получает некоторую отраду от их молитв за него. Не получая никакого облегчения за гробом, богач прямо заключает о их беспечной жизни. Поэтому на основании этого можно с уверенностью сказать: умершие, чувствуя облегчение в страданиях, понимают, что за них возносится молитва и о них помнят родные и знакомые люди.

Что касается душ пребывающих в Раю, думаю, они имеют полную свободу в своих действиях. Они пребывают в Боге а Дух Святой пребывает везде, Бог есть Дух (Иоанн. 4,24) и пребывающий в Боге пребывает в Духе Святом. Поэтому души святых (оправданных) людей не только помнят нас, но и видят нас, потому как, повторюсь, имеют полную свободу, в отличии душ, понесших наказание в Аду.

В любом случае, Евгения, мы не должны забывать молиться об умерших всякий раз, когда приходим в Храм, а также на домашней молитве. Если Ваши умершие (родные, близкие) оправданы Богом, то они также молятся о Вас пред Творцом, имея на то своё Святое право.

Валентина, Воронеж

Действительно ли умершие видят нас и чувствуют молитву?

Батюшка, я читала, что умершие видят нас и чувствуют молитву. Но почему до 40 дней нет от них никакой весточки? По вине нейрохирурга после операции я потеряла единственного сына, Александра, 39 лет. Я очень скорблю о нем, успокаиваюсь, когда читаю Псалтырь, все остальное время - воспоминания о нём, уныние и слёзы. Я читаю Библию - Екклесиаст, гл. 9 (4-10). Бог говорит: «Просите, и дано будет». Я молюсь за своего сыночка, но оттуда - тишина, на мои молитвы, просьбы и вопросы нет ответа. А у меня такая боль и тоска в сердце. Я заказываю обедни об упокоении, панихиды, заказала несколько сорокоустов по храмам и монастырям, Псалтырь о нем читают в монастыре, сама молюсь… И никакого ответа. Почему? Ответьте, пожалуйста, батюшка, я ничего не понимаю.

Доброго здоровья, Валентина. Прежде всего, хочется по-человечески постараться успокоить вас, хотя бы через ответ помочь вам прогнать уныние и тоску. Вы ведь, будучи Христианкой, и без меня, наверное, хорошо знаете о том, что Господь управляет всем в этом мире. Свидетельств об этом очень много, и самое первое — в Символе веры: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя». Без Его воли не может ничего произойти ни в этом, ни в том мире. Также в Евангелии есть много мест о птицах, которые не упадут без воли Отца небесного (Лука, 12:6-7).

Исходя из приведенных свидетельств, мы не можем сказать о том, что сын ваш умер из-за ошибки нейрохирурга. Умер он прежде всего из-за того, что Господь позволил ему перейти из этого мира в другой. А непосредственно на земле ошибка нейрохирурга была лишь «инструментом» в руках у премудрого промысла Божия. Если посмотреть под таким углом, то человек неизбежно смирится перед промыслом Божиим (ведь этого хотел и допустил Бог, а не человек, Бог, который есть Любовь, который никогда не ошибается и точно знает, что для нас полезно и когда), а следовательно, немного успокоится. Успокоившись, человек начнёт и мыслить яснее, и молиться трезвее, без разбегания мыслей. Это первый и очень важный момент, о котором мне бы хотелось сказать вам.

Второе, на что хотелось бы обратить ваше внимание, — это на вопрос существования души вне тела. В вашем вопросе вы цитируете Священное Писание и, внутренне соглашаясь с ним, допускаете серьезную ошибку. Поставлен был знак равенства между Ветхим и Новым заветом. Ветхий завет — это то время, когда ждали прихода Мессии; время, в которое не было ясного понимания ни о спасении, ни об участи души после смерти. В беседе с самарянкой это очень хорошо выразилось: «Когда придёт Мессия всё возвестить нам» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 25). Само название Ветхий уже говорит само за себя — то есть истлевший, вышедший из употребления. В толковании на Евангелие от Иоанна Феофилакт Болгарский пишет: «Под «вином» ты можешь разуметь евангельское учение, а под «водою» все предшествовавшее Евангелию, что было очень водянисто и не имело совершенства евангельского учения. Скажу пример: Господь дал человеку разные законы, один — в раю (Быт. 2:16-17), другой — при Ное (Быт. 9), третий — при Аврааме об обрезании (Быт. 17), четвертый — чрез Моисея (Исх. 19; Исх. 20), пятый — чрез пророков. Все сии законы в сравнении с точностью и силою Евангелия водянисты, если кто понимает их просто и буквально. Если же кто углубится в дух их и уразумеет сокрытое в них, тот найдет воду претворившеюся в вино. Ибо различающий духовно то, что говорится просто и понимается многими буквально, без сомнения, в этой воде найдет прекрасное вино, пиемое впоследствии и сберегаемое женихом Христом, так как Евангелие и явилось в последние времена (Ин. 2-10), еще одно напоминает о змие и о древней истории (Чис. 21:5-9), и таким образом за раз, с одной стороны, научает нас, что древнее сродно с новым и что один и тот же Законоположник Ветхого и Нового Завета, хотя Маркион, Манес и остальное собрание подобных еретиков отвергают Ветхий Завет, говоря, что он есть законоположение злого демиурга (художника); с другой стороны, научает, что если иудеи избегали смерти чрез взгляд на медное изображение змия, то тем более мы избежим смерти душевной, взирая на Распятого и веруя в Него. Сличи, пожалуй, образ с истиною. Там подобие змия, имеющее вид змия, но не имеющее яда: так и здесь Господь — Человек, но — свободный от яда греха, пришедший в подобии плоти греха, то есть в подобии плоти, подлежащей греху, но Сам не есть плоть греха. Тогда — взирающие избегали телесной смерти, а мы — избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от ужаления змей, а ныне — Христос исцеляет язвы от дракона мысленного (Ин. 3-15)».

Ветхий Завет тем, кои в нем благоугождали Богу, обещал долголетнюю жизнь, а Евангелие награждает таких жизнью не временною, но вечною и неразрушимою (Ин. 3-16). Грубейшая ошибка — жить по Ветхому завету, от этого нужно постараться уйти.

Третье, о чем необходимо сказать, — это проблема Веры и Знания. Верить, что ваши молитвы, слёзы, воздыхания, боль сердечная, все те службы, что вы заказываете, идут в пользу и помогают душе вашего сына Александра к очищению — это одно. А вот знать — это другое. Мы очень хотим тут же видеть результат наших дел. Где господствует знание, там ещё очень мало веры. Такой человек ещё не тверд, он колеблется, качается, готов упасть. Кто твёрдо верит, тому не нужны никакие явления из того мира. В притче о богаче и Лазаре, в самом её конце, богач просит Авраама: «Пошли Лазаря в дом моего отца». Авраам возражает: «Они имеют писания, им пусть верят». Богач отвечает: «Нет, писаниям не поверят, если кто из мёртвых воскреснет — поверят». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31).

Есть и ныне подобные люди, кои говорят: «Кто видел, что делается в аду? Кто пришел оттуда и возвестил нам?» Пусть же они послушают Авраама, который говорит, что если мы не слушаем Писаний, то не поверим и тем, кто пришел бы к нам из ада. Это очевидно из примера иудеев. Они, так как не слушали Писаний, не поверили и тогда, когда видели мертвых воскресшими, даже помышляли и убить Лазаря (Ин. 12:10). Равным образом и после того, как при Распятии Господа воскресли многие усопшие (Мф. 27:52), иудеи дышали на апостолов еще большим убийством. Притом, если б это воскрешение мертвых было полезно для нашей веры, Господь творил бы оное часто. Но ныне ничто так не полезно, как тщательное исследование Писаний (Ин. 5:39). Воскрешать мертвых (хотя) призрачно умудрился бы и диавол, и поэтому ввел бы неразумных в заблуждение, всеяв между ними учение об аде, достойное своей злобы. А при здравом нашем исследовании Писаний диавол не может ничего такого выдумать. Ибо они (Писания) суть светильник и свет (2 Пет. 1:19), при сиянии которого вор обнаруживается и открывается. Итак, нужно Писаниям веровать, а не требовать воскрешения мертвых (Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19-31).

Нам не нужно искать видений и явлений, подтверждающих наши знания. Нам надо направлять все силы души и тела на приобретение веры. С каждым человеком Бог поступает наилучшим образом с точки зрения его спасения и участи в вечности.

Вам сейчас очень тяжело и больно, трудно пережить это горе. Как мне кажется, вы, может быть, по сильной материнской любви могли даже сами того не замечая возлюбить творение больше Творца, то есть сына больше Бога. Сама эта привязанность ранит вас и делает вам больно. Посмотрите, пожалуйста, Евангелие от Луки, глава 14, стих 26. Если посмотреть спокойно, то увидим, что и Бог есть как и был, и вы живы, и душа вашего сына Александра жива. Терпения вам, духовной крепости, веры и надежды на Бога.