Основные идеи школы легизма. Легизм в Древнем Китае (школа законников) Легизм философия кратко

Основателем легизма считается Шан Ян (390-338 гг. до н. э.), правитель области Шан. Он констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие - земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция - тоже. Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и гарантированные наказанием «фа», а не ритуалом «ли», и навести порядок.Латинизированное название школы («фа» -порядок) - «легизм». В трудах «легистов» государство рассматривалось как самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества, восточная деспотия.

Свои взгляды Шан Ян, выступивший в роли древнекитайского Макиавелли, изложил в трактате «Книга правителя области Шан».«Когда народ слаб - государство сильное, когда государство сильное - народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ», - говорится в разделе «Как ослабить народ». Как считал Шан Ян, в государстве непременно появится масса преступников, если строить управление исходя из людской добродетели. Лишь в том государстве будет существовать твердый порядок, где добродетельных людей рассматривают как потенциально порочных.

Хорошее правление должно опираться на единые обязательные для всех законы. Вступая в полемику с Конфуцием, Шан Ян объявлял недостижимым образ гуманного правителя, следующего принципам человеколюбия и справедливости.

Шан Ян усматривал эффективный метод управления государством в наказаниях. «Хорошее правление осуществляется путем наказания», - подчеркивается в главе «Суровые распоряжения». В стремлении усилить роль наказаний Шан Ян придавал особое значение системе круговой поруки, которая связывала не только родственников и соседей, но и людей, занятых общим делом.

Шан Ян выделял два главных занятия - земледелие и войну, которые должны подчинить себе все остальные человеческие интересы. В обоснование необходимости сосредоточения усилий народа на земледелии и ведении войн вводится специальный термин «Единое». Для Шан Яна «совершенно мудрым» выступал тот правитель, кто был в состоянии принудить народ к занятию земледелием, а заодно к ведению захватнических войн.

В начале эпохи Хань ни легизм, ни конфуцианство не являлись официальной идеологией. Отдельные императоры (например, Вэнь-ди) изучали не без увлечения легизм. В то же время к середине II в. до н. э., по мере того как шло усиление придворной бюрократии, вновь стало вызывать интерес конфуцианство. Бюрократии требовалась идеология, обосновывавшая ее право на власть. Но возрождение конфуцианства не означало простого воспроизведения учения Конфуция.

Оформление ортодоксального конфуцианства, превратившегося в официальную идеологию, следует связать с именем Дун Чжуншу (187-120 гг. до н. э.). В 140 г. до н. э. появился специальный императорский эдикт, ставивший под запрет принятие на государственную службу сторонников легистов. При императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.) был предпринят ряд общегосударственных мер для восстановления конфуцианских культов и ритуалов.

При всей строгости указов и резкости критики деяний Шан Яна легистское учение не кануло в прошлое, оказав немалое воздействие на становление официального конфуцианства. И это не удивительно. Многие законы, система организации государственной власти оказались заимствованными у легистов. Сложившаяся государственная машина могла приводиться в движение с использованием привычных методов управления, основанных на насилии и беспрекословном подчинении закону.

Основные управленческие идеи легизма:

  • 1. Невозможность возврата к старине.
  • 2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего.
  • 3. Основное назначение государства - противостоять злому началу в природе человека. Человек - это источник социального зла.
  • 4. Понятие идеального государства включает в себя: а) сильнуюверховную власть; б) вооруженную до зубов армию; в) централизованность государства; г) ограничение произвола чиновников и местных правителей; д) единый порядок и законы.
  • 5. Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон - это наказание. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким - широкое применение смертной казни, причем мучительной.
  • 6. Осуждение милосердия и гуманизма.
  • 7. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон.
  • 8. Поощрение земледелия, и вообще - трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий - таких, как искусство и торговля.
  • 9. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
  • 10. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен: а) внушать страх своему народу; б) окружать свою жизнь тайной; в) контролировать чиновников и никому не доверять; г) принимать политические решения исходя из того, что доверять нельзя никому.

Многие принципы легистов были применены на практике. Положительный аспект этого - образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный - установление в стране деспотического правления.

Одним из видных представителей школы легистов считается Хань Фэй-цзы «Учитель Хань Фэй» (280-233 гг. до н. э.). Сборник «Хань Фэй-цзы» состоит из 55 глав (разделов) об искусстве управлероде эгоистичны и реагируют только на наказания или награды». «Эффективное управление требует наличия законов, авторитета власти и искусных управляющих». «Ясные и четко сформулированные законы правителя - вместо расплывчатых моральных норм». «Политическая власть должна принадлежать только правителю и не может быть разделена им с аристократией и министрами». «Правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной бюрократической системы, находящейся под его полным контролем». «Порядок в обществе достижим только в том случае, когда «имена» соответствуют реальности». «Подобно тому как природа без видимых усилий порождает тьму вещей, правитель должен управлять всем, не принимая видимого активного участия в управлении».

Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то можно сказать, что он предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Он выделял главные факторы, влияющие на эффективность управления: закон «фа», власть, или сила «ши», и политическое искусство «шу». Благодаря ему в политическую мысль и науку вошло правило (тезис) о том, что «Закон, власть и политическое искусство - три главные составляющие эффективного управления государством».

Со времен легизма, знание законов и правил менеджмента считается для государственного деятеля обязательным.

После II в. до н. э. официальная идеология Китая стала совмещать в себе как принципы легизма, так и конфуцианства.

· Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.

· Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.

· Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».

· Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.

· В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берёт власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».

· Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.

· Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.

· Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

· За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.

· Высшая цель деятельности государя -- создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Основные представители легизма

· Цзы Чань

· Гуань Чужун

· Вэй Ляо Цзы

· Хань Фэйцзы

· Шэнь Бухай

Значение легизма

Казнь Шан Яна не привела к отмене его реформ, и после длившихся более столетия войн государство Цинь, ставшее благодаря централизации, сформированию мощной армии и дисциплинированного чиновничества сильнейшим государством тогдашнего Китая, сумело, разгромив остальные царства, объединить Китай. Успеху политики, направленной на создание тоталитарного государства, способствовало то обстоятельство, что царство Цинь, расположенное на дальней западной окраине Китая и рассматривавшееся как полу варварское, почти не имело собственной аристократии и культурных традиций. Философ Сюнь-цзы, посетивший Цинь, рассказывал по возвращении, что в этом царстве боятся чиновников, что там не соблюдают правил благопристойности, не исполняют музыкальных произведений и что там нет ученых людей. Неудивительно, что в таком государстве антикультурная доктрина не встретила сильного сопротивления.

В «Хань Фэй-цзы» рассказывается, что Шан Ян посоветовал циньскому царю Сяо-гуну сжечь «Шу-цзин» («Книгу истории») и «Ши-цзин» («Книгу песен»). Историки спорят, произошло ли это в действительности, но нет никакого сомнеяия в том, что вражда к культуре оставалась важнейшим положением легистского учения. К запрещению изучения древних памятников литературы и философии многократно призывает Хань Фэй. В «Хань Фэй-цзы» говорится: «Там, где травит умный государь, не существует литературы на бамбуковых дощечках и единственным учением является закон; там нет никаких изречений прежних царей и единственными учителями являются чиновники». Известно, что император Цзянь Ши-хуан объединивший Китай, восхищался «Хань Фэй-цзы». Это еще раз подтверждает, что сожжение книг и казнь ученых в 213 г. до н.э. были вызваны отнюдь не только отдельными выступлениями конфуцианцев против политики Цинь Ши-хуана. Это было претворением на практике идеи оболванивания народа, уже более столетия проповедовавшейся сторонниками легизма.

Практика зверских расправ и уничтожения культурных ценностей столь основательно скомпрометировала легистскую теорию, что никто уже за всю историю китайской мысли не решался открыто провозгласить себя легистом. Через несколько десятилетий после того, как династия Цинь была свергнута всенародным восстанием, официальной идеологией было провозглашено конфуцианство. Но, став государственной доктриной, оно вскоре почти утратило сходство с проповедью Конфуция и восприняло целый ряд элементов легистской доктрины. Особенно серьезное влияние эта доктрина оказала на законодательство императорского Китая. Этим объясняется тот факт, что во всех кодексах китайских династий подчеркивается карательная сторона, и даже когда речь идет о вопросах, не имеющих отношения к преступлениям, мы встречаем стандартную формулу: «Каждый, кто делает то-то, должен быть наказан так-то». Легизм наложил отпечаток и на специфику судебного процесса - отвергалась всякая мысль о возможности участия в суде защитников и суд исходил из презумпции виновности обвиняемого. Иначе говоря, не судья должен был доказать, что подозреваемый виновен, а, напротив, подозреваемый считался виновным до тех пор, пока не докажет своей невиновности. Легистское мышление способствовало и тому, что законом одобрялось применение пыток для получения признания вины. От легистов исходила и идея коллективной ответственности, которая давала возможность в полном соответствии с законом уничтожать всех родственников «изменников» и «бунтовщиков». Новейшие исследования достаточно убедительно свидетельствуют о том, что еще недавно не вызывавший сомнения тезис о конфуцианском государстве в Китае нуждается в пересмотре. Китайское государство складывалось под влиянием идеологии легизма.

法家 , пиньинь : fǎjiā , палл. : фацзя ).

Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. Согласно идеям легизма любой простолюдин имел право дослужиться до любого чина, вплоть до первого министра.

Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения - Шан Ян (ок. 390-338 гг. до н. э.) - инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

Основные идеи школы:

  • Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
  • Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.
  • Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
  • Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
  • В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берёт власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».
  • Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
  • Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование - слепо повиноваться государю.
  • Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
  • Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
  • Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей - государство слабое; когда власти сильнее своего народа - армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
  • За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
  • Высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.

Легизм разделился на ранний и поздний. Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.

Основные деятели и направления

  • Шэнь Бухай - патриарх легистов (385-337 до н. э.). Его теория государственного управления использовалась в эпоху династии Хань и включена в содержание конфуцианства.
  • Гуань Чжун - сторонник абсолютного тотального контроля со стороны государства, вплоть до контроля сквозняков в жилищах, а также сторонник государственной помощи бедным.
  • Шан Ян - сторонник милитаризма , превративший Цинь в одно из сильнейших княжеств, поощрял ремёсла и сельское хозяйство, в популистских целях обращал купцов в рабство , распустил всю невоенную аристократию .
  • Вэй Ляо-цзы - сторонник придания легизму большей гуманности в конфуцианском духе, остался теоретиком, считал, что нужно запретить все ремёсла, не имеющие отношения к производству оружия.
  • Принц Хань Фэй и Ли Сы - сторонники сочетания легизма с даосскими идеями естественности (государство не должно мешать жить своим жителям), служившие

ЛЕГИЗМ (legisme, legalism) – принятое в западной науке обозначение школы фа цзя – «законников», одного из основных направлений древнекитайской этико-политической мысли (от лат. lex, родительный падеж, legis – закон). Основоположниками теории и практики легизма считаются Гуань Чжун (кон. 8–7 в. до н.э.), Цзы Чань (6 в. до н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. до н.э.). Крупнейшими теоретиками легизма признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. до н.э.) и Хань Фэй (3 в. до н.э.; см. «Хань Фэй-цзы»).

В основе доктрины легизма лежит учение о главенстве единого юридического закона (фа) в жизни государства. Создателем закона может быть только самодержавный правитель. В отличие от ли-благопристойности законы могут изменяться и пересматриваться в соответствии с потребностями момента. Другими важнейшими аспектами легизма являются учения о шу – «искусстве» политического маневрирования, прежде всего контроля за чиновниками, и о ши – «власти/насилии» как гаранте управления на основе закона. Этико-политические построения легистов нередко подкреплялись натурфилософскими идеями даосского характера.

Теоретики легизма создали стройную концепцию деспотического государства, функционирующего при условии неограниченной власти правителя, единолично руководящего унифицированным административным аппаратом. Они предложили идею государственного регулирования экономики, гл. о. посредством мер по поощрению земледелия и упорядочению налогообложения, систему централизованного управления государством по принципу регулярного административного деления, назначение чиновников правителем вместо традиционного наследования должностей, принцип присвоения рангов знатности, пожалований и привилегий за конкретные заслуги (прежде всего в ратном деле), контроль за образом мыслей подданных, цензорский надзор за чиновниками, систему круговой поруки и групповой ответственности. Объективно политическая практика в русле легизма вела к ограничению влияния наследственной знати и разрушению некоторых механизмов функционирования традиционной патронимии, которые препятствовали реализации единоличной власти монарха, а также к усилению роли регулярной администрации.

Согласно доктрине легизма, отношения правителя с народом могут быть только антагонистическими. Задача государя – «ослабление народа». Для этого следует ограничивать его образование и ставить благосостояние подданных в зависимость от самодержавной власти. Залог мощи государства и укрепления власти правителя – концентрация усилий на развитии земледелия и ведении войн. Моральные нормы, традиции и культура должны быть внеположны сознанию подданного, т.к. отвлекают его от выполнения основных обязанностей перед государем. Управление народом и чиновничеством должно строиться на главном императиве человеческой активности – «стремлении к выгоде». Поэтому основными методами управления легисты считали награды и наказания при доминировании и максимальной строгости последних. Главное мерило человеческих достоинств – преданность государю, беспрекословное подчинение закону и военные заслуга, что следует считать основанием для назначения на должности и присвоения рангов знатности. Однако правитель не должен доверять и самым достойным: необходимо поощрять доносительство, быть бдительным и безжалостным, не передавать подчиненным ни толики своей власти. В то же время в вопросах управления учение легизма предписывает руководствоваться не личными капризами, а только «большой выгодой» для государства, учитывать интересы подданных, прежде всего материальные.

Основным идеологическим соперником легизма было конфуцианство. Борьба с ним пронизывает все этапы становления и эволюции легизма в качестве самостоятельного идеологического направления. Первый этап (7–5 вв. до н.э.) знаменуется реформами Гуань Чжуна в царстве Ци, направленными на введение единого законодательства, ограничение прав наследственной аристократии. На втором этапе (4–1-я пол. 3 в. до н.э.) были созданы учения Шан Яна, Шэнь Бухая и Хань Фэя, завершившего детальную разработку доктрины легизма. В тот же период впервые отчетливо проявилась тенденция к теоретическому синтезу конфуцианских и легистских доктрин, реализовавшаяся в учении Сюнь-цзы.

Третий этап истории легизма был самым значительным, несмотря на краткость: в 221–207 до н.э. легизм стал официальной идеологией централизованной империи Цинь и теоретическим основанием системы государственного управления. Цинь Шихуан проводил целенаправленную политику ограничения тех сфер культуры, которые угрожали господству легистской идеологии. В 213 до н.э. был исполнен императорский указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, за исключением гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии и земледелию (литература в государственных архивах была сохранена). 460 ученых-конфуцианцев были живыми закопаны в землю, большое число их единомышленников сослано в приграничные районы.

Созданная Цинь Шихуаном система управления не смогла после его смерти обеспечить сохранение империи Цинь. К сер. 2 в. до н.э. по мере усиления влияния бюрократии, нуждавшейся в идеологическом обосновании своего места в обществе, при дворе возрождается интерес к конфуцианству. Конфуциански ориентированные мыслители искали пути идеологического синтеза с легизмом, невиданно повысившим социальную роль бюрократических институтов, но жестко ограничившим статус и права чиновничества в пользу самодержца. В трудах «отца» ортодоксального имперского конфуцианства Дун Чжуншу на легистов возлагается ответственность за все беды, постигшие страну, в т.ч. за разорение земледельцев, рост количества земель в частной собственности, увеличение налогов, произвол чиновников и т.п. Однако политическая программа самого Дун Чжуншу испытала сильное влияние идеологов легизма. Он считал возможным применение насилия в целях управления, использование легистской системы наград и наказаний. Ханьское конфуцианство заимствовало у Шан Яна и идею социальной мобильности, заменив преданность исключительно правителю верой во всемогущество конфуцианского учения.

В Средние века к легистским доктринам неоднократно обращались авторы проектов реформ, нацеленных на укрепление государственной организации. Однако в целом отношение конфуцианцев к древним идеологам легизма оставалось негативным.

В кон. 19 – нач. 20 в. легизм привлек внимание отдельных деятелей реформаторского движения. Напр., Май Мэнхуа, ученик Кан Ювэя, усматривал в учении Шан Яна идею ограничения власти императора рамками закона. По его мнению, причина отсталости Китая – отсутствие управления на основе закона. В 1920–40-е гг. проповедниками идей легизма стали этатисты, ставившие целью усиление структур национального государства. Так, Чэнь Цитянь считал необходимыми прямые заимствования у теоретиков легизма с целью создания «новой легистской теории». В первую очередь ему импонировали идеи сильной власти, сильного правителя и круговой поруки. К экономическим учениям Гуань Чжуна и Шан Яна неоднократно обращались лидеры Гоминьдана, в т.ч. Чан Кайши, доказывавший, что легистская доктрина вмешательства государства в экономическую жизнь положила начало экономическому планированию и политике «народного благоденствия». В 1972–76 апология идеалов легизма была использована КПК в ходе идеологической кампании «критики Линь Бяо и Конфуция». Легисты объявлялись сторонниками «современности» и реформ, конфуцианцы – поборниками «древности», под которой подразумевалась практика и теория «строительства социализма» до «культурной революции» 1966–69; противостояние конфуцианства и легизма интерпретировалось как столкновение идеологий соответственно рабовладельческого и шедшего ему на смену феодального общества.

Л.С. Переломов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 382-384.

Литература:

Рубин В.А. Проблемы развития политической мысли древнего Китая в книге Л.Вандермерша «Формирование легизма». – «Народы Азии и Африки», 1968. № 2;

Он же. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993;

Васильев Л.С. Государство и частный собственник в теории и практике легизма. – В сб.: 5-я научная конференция «Общество и государство в Китае», в. 1. М., 1974;

Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981;

Лидай фа цзя чжуцзо сюаньчжу (Избр. произв. с комментариями легистов различных эпох). Пекин, 1974;

Ци Ли, Фа цзя жэньу цзи ци чжуцзо цзяньцзе (Краткое знакомство с представителями легизма и их произведениями). Пекин, 1976;

Creel H.G. Fa-chia: Legalists or Administrators. – The Bulletin of the Institute of History and Philology Academia Sinica, v. 4. Taibei, 1961;

Tung-Tsu Ch"u, Law and Society in Traditional China. P., 1961;

Wu T.C.H. Chinese Legal and Political Philosophy. – Philosophy and Culture East and West. Honolulu, 1962;

Vandermeerseh L. La Formation du legisme. Recherce sur la constitution d’une philosophie politique caractéristique de la Chine ancienne. P., 1965;

Creel H.G. The Origins of Statecraft in China. Chi., 1970;

Rubin V. Ancient Chinese Cosmology and Fa-chia Theory. – Explorations in Early Chinese Cosmology. L., 1984.

См. также лит. к ст. «Гуань-цзы», «Хань Фэй-цзы», «Шан цзюнь шу».

ЛЕГИЗМ

ЛЕГИЗМ

(лат. (legis) - , кит. фа цзя - букв. школа закона, ) - одна из шести основных школ др.-кит. философии. Основоположниками школы закона традиционно считаются крупные политические деятели: Гуань Чжун ( . 8-7 вв. до н.э.), Цзы Чань (5 в. до н.э.) и Ли Куй (5 в. до н.э.). Главными теоретиками Л. были Шан Ян (4 в. до н.э.) и Хань Фэй (3 в. до н.э.). Взгляды первого изложены в книге «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), а второго - в письменном памятнике «Хань Фэй-цзы». Наибольший вклад в теорию Л. внес Шан Ян (Гунсунь Ян, 390-338 до н.э.).
Основа доктрины Л. - учение о безусловном главенстве юридического закона (фа) в жизни roc-ва и общества. Творцом законов может быть только правитель. «Если во всем руководствоваться законом, страна будет наслаждаться порядком», - писал Шан Ян. Его закона включала в себя 1) систему наказаний и поощрений как основу воспитания народа в духе преданности правителю и 2) систему присвоения рангов знатности и назначения на должности (взамен традиционной системы их наследования). Систему строгих наказаний за нарушение приказов правителя независимо от тяжести преступления Шан Ян считал источником «силы и добродетели». Весомым дополнением этой политики он рассматривал также доносы и взаимную слежку, названные им «системой взаимной ответственности».
Важным элементом социальной теории Шан Яна был о необходимости «ослабления народа», превращении его в безропотное, послушное воли правителя. «Когда глуп - им легко управлять». Это положение Шан Ян объяснял необходимостью заставить «народ» не «рассуждать» и думать об учении, а заниматься сельскохозяйственным трудом и «помышлять лишь о войне». «Государство может достичь спокойствия благодаря земледелию и войне», - утверждал он. В основе этого тезиса Шан Яна лежала его убежденность в том, что , традиции и несовместимы с природой человека - его врожденным стремлением к выгоде.
Учение Шан Яна, дополненное концепцией Хань Фэя об «искусстве управления», было включено впоследствии в своих основных чертах в политическую доктрину императорского Китая (начиная с эпохи Хань - 3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) и составило каркас политической культуры средневекового Китая. Интерес к учению легистов проявляли многие философы и политические деятели Китая вплоть до кон. 20 в.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ЛЕГИЗМ

(от лат. lex, род. падеж legis - закон) , учение школы законников , др.-кит. этикоиоли-тич. учение об управлении человеком, обществом и государством. Возникло и оформилось в 6-3 вв. до н. э. Активное участие в разработке Л. приняли Гуань Чжун, Цзы Чань, Ли Куй и особенно Шан Ян, а также Шэнь Бухай и Ханъ Фай, завершивший построение его теоретич. системы.

Л. развивался в напряжённой борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако, в филос. обосновании и методах его построения. Если на первый план выдвигало нравств. качества людей, то Л. исходил из законов и доказывал, что несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Осн. воздействия - награды и наказания, причём вторые должны превалировать над первыми. Центр. в программе Л. занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа.

Легисты создали концепцию деспотич. государства, основанную на равенстве всех перед законом. Исключением являлся лишь правитель - единств. творец законов. Л. сыграл решающую роль в формировании императорско-бюрократич. системы управления, просуществовавшей без принципиальных изменений до нач. 20 в. Осн. идеи Л.: гос. регулирование зкономич. процессов в стране; систематич. обновление гос. аппарата путём назначения чиновников (вместо традиц. принципа наследования должностей) ; единого принципа присвоения рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии и воен. заслуги; равные возможности при выдвижении на адм. посты; чёткая градация внутри правящего сословия; унификация мышления чиновничества; личная чиновника; цензорский надзор над деятельностью работников гос. аппарата.

Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, М., 1957 , с. 400-09; Др.-кит. , т.2, М., 1973 , с. 14-57, 210-83; Переломов Л. С., Конфуцианство и Л. в политич. истории Китая, М., 1981 ; Vandermeersch L., La formation du Legisme, P., 1965 ; W Ingtslt Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963 , p. 251-61.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ЛЕГИЗМ

ЛЕГИЗМ (legisme, legalism) - принятое в западной науке обозначение школы фа цзя - “законников”, одного из основных направлений древнекитайской этико-политической (от лат. lex, родительный падеж, legis-закон). Основоположниками теории и практики легизма считаются Гуань Чжун (кон. 8-7 в. до н. э.), Цзы Чань (6 в. до н. э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. до н. э.). Крупнейшими теоретиками легизма признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. до н. э.) и Хань Фэй (3 в. до н. э.; см. “Хань Фэй-цзы”).

В основе доктрины легизма лежит учение о главенстве единого юридического закона (фа) в жизни государства. Создателем закона может быть только самодержавный правитель. В отличие отли-благопристойности законы могут изменяться и пересматриваться в соответствии е потребностями момента. Другими важнейшими аспектами легизма являются учения о шу - “искусстве” политического маневрирования, прежде всего контроля за чиновниками, и о ши - “власти/насилии” как гаранте управления на основе закона. Этико-политические построения легистов нередко подкреплялись натурфилософскими идеями даосского характера.

Теоретики легизма создали стройную концепцию деспотического государства, функционирующего при условии неограниченной власти правителя, единолично руководящего унифицированным административным аппаратом. Они предложили идею государственного регулирования экономики, гл. о. посредством мер по поощрению земледелия и упорядочению налогообложения, систему централизованного управления государством по принципу регулярного административного деления, назначение чиновников правителем вместо традиционного наследования должностей, присвоения рангов знатности, пожалований и привилегий за конкретные заслуги (прежде всего в ратном деле), за образом мыслей подданных, цензорский надзор за чиновниками, систему круговой поруки и групповой ответственности. Объективно политическая в русле легизма вела к ограничению влияния наследственной знати и разрушению некоторых механизмов функционирования традиционной патронимии, которые препятствовали реализации единоличной власти монарха, а также к усилению роли регулярной администрации.

Согласно доктрине легизма, отношения правителя с народом могут быть только антагонистическими. Задача государя - “ослабление народа”. Для этого следует ограничивать его и ставить благосостояние подданных в от самодержавной власти. Залог мощи государства и укрепления власти правителя - усилий на развитии земледелия и ведении войн. Моральные нормы, традиции и культура должны быть внеположны сознанию подданного, т. к. отвлекают его от выполнения основных обязанностей перед государем. Управление народом и чиновничеством должно строиться на главном императиве человеческой активности - “стремлении к выгоде”. Поэтому основными методами управления считали награды и наказания при доминировании и максимальной строгости последних. Главное мерило человеческих достоинств - преданность государю, беспрекословное подчинение закону и военные заслуги, что следует считать основанием для назначения на должности и присвоения рангов знатности. Однако правитель не должен доверять и самым достойным: необходимо поощрять доносительство, быть бдительным и безжалостным, не передавать подчиненным ни толики своей власти. В то же в вопросах управления учение легизма предписывает руководствоваться не личными капризами, а только “большой выгодой” для государства, учитывать интересы подданных, прежде всего материальные.

Основным идеологическим соперником легизма было конфуцианство. Борьба с ним пронизывает все этапы становления и эволюции легизма в качестве самостоятельного идеологического направления. Первый этап (7-5 вв. до н. э.) знаменуется реформами Гуань Чжуна в царстве Ци, направленными на введение единого законодательства, прав наследственной аристократии. На втором этапе (4-1-я пол. 3 в. до н. э.) были созданы учения Шан Яна, Шэнь Бухая и Хань Фэя, завершившего детальную разработку доктрины легизма. В тот же период впервые отчетливо проявилась к теоретическому синтезу конфуцианских и легистских доктрин, реализовавшаяся в учении Сюнь-цзы. Третий этап истории легизма был самым значительным, несмотря на краткость: в 221 - 207 до н. э. легизм стал официальной идеологией централизованной империи Цинь и теоретическим основанием системы государственного управления. Цинь Шихуан проводил целенаправленную политику ограничения тех культуры, которые угрожали господству легистской идеологии. В 213 до н. э. был исполнен императорский указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, за исключением гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии и земледелию (литература в государственных архивах была сохранена). 460 ученых-конфуцианцев были живыми закопаны в землю, большое их единомышленников сослано в приграничные районы. Созданная Цинь Шихуаном управления не смогла после его смерти обеспечить сохранение империи Цинь. Keep. 2 в. до н. э. по мере усиления влияния бюрократии, нуждавшейся в идеологическом обосновании своего места в обществе, при дворе возрождается к конфуцианству. Конфуциански ориентированные мыслители искали пути идеологоческого синтеза с легизмом, невиданно повысившим социальную роль бюрократических институтов, но жестко ограничившим и права чиновничества в пользу самодержца. В трудах “отца” ортодоксального имперского конфуцианства Дун Чжуншу на легистов возлагается ответственность за все беды, постигшие страну, в т. ч. за разорение земледельцев, рост количества земель в частной собственности, увеличение налогов, чиновников и т. п. Однако политическая программа самого Дун Чжуншу испытала сильное влияние идеологов легизма. Он считал возможным применение насилия в целях управления, использование легистской системы наград и наказаний. Ханьское конфуцианство заимствовало у Шан Яна и идею социальной мобильности, заменив преданность исключительно правителю верой во всемогущество конфуцианского учения.

В Средние века к легистским доктринам неоднократно обращались авторы проектов реформ, нацеленных на укрепление государственной организации. Однако в целом конфуцианцев к древним идеологам легизма оставалось негативным.

В кон. 19 - нач. 20 в. легизм привлек отдельных деятелей реформаторского движения. Напр., Май Мэнхуа, ученик Кан Ювэя, усматривал в учении Шан Яна идею ограничения власти императора рамками закона. По его мнению, отсталости Китая - отсутствие управления на основе закона. В 1920-40-е гг. проповедниками идей легизма стали этатисты, ставившие целью усиление структур национального государства. Так, Чэнь Цитянь считал необходимыми прямые заимствования у теоретиков легизма с целью создания “новой легистской теории”. В первую очередь ему импонировали идеи сильной власти, сильного правителя и круговой поруки. К экономическим учениям Гуань Чжуна и Шан Яна неоднократно обращались лидеры Гоминьдана, в т. ч. Чан Кайши, доказывавший, что легистская вмешательства государства в экономическую положила начало экономическому планированию и политике “народного благоденствия”. В 1972-76 идеалов легизма была использована КПКвходе идеологической кампании “критики Линь Бяо и Конфуция”. Легисты объявлялись сторонниками “современности” и реформ, конфуцианцы - поборниками “древности”, под которой подразумевалась практика и “строительства социализма” до “культурной революции” 1966-69; противостояние конфуцианства и легизма интерпретировалось как столкновение идеологий соответственно рабовладельческого и шедшего ему на смену феодального общества.

Лит.: Рубин В. А. Проблемы развития политической мысли древнего Китая в книге Л. Вандермерша “Формирование легизма”.- “Народы Азии и Африки”, 1968. № 2; Он же. Личность и в древнем Китае. М., 1993; Васильев Л. С. Государство и частный собственник в теории и практике легизма.- В сб.: 5-я научная конференция “Общество и в Китае”, в. 1. M., 1974; Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Лидай фа цзя чжуцзо сюаньчжу (Избр. произв. с комментариями легистов различных эпох). Пекин, 1974; Ци Ли, Фа цзя жэньу ци чжуцзо цзяньцзе (Краткое знакомство с представителями легизма и их произведениями). Пекин, 1976; Creel H. G. Fa-chia: Legalists or Administrators,- The Bulletin of the Institute of History and Philology Academia Sinica, v. 4. Taibei, 1961; Tung-Tsu Ch"u, Law and Society in Traditional China. P., 1961; Wu T. C. Н. Chinese Legal and Political Philosophy.- Philosophy and Culture East and West. Honolulu, 1962; Vandermeersch L. La Formation du legisme. Recherce sur la constitution d"une philosophie politique cnracteristiqiie de la Chine ancienne. P., 1965: Creel H. G. The Origins of Statecraft in China. Chi., 1970; Rubin V. Ancient Chinese Cosmology and Fa-chia Theory.- Explorations in Early Chinese Cosmology. L., 1984. См. также лит. к ст. “Гуань-цзы”, “Хань Фэы-цзы”, *Шан цзюнь шу”.

Л. С. Переломов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЛЕГИЗМ" в других словарях:

    Легизм - (лат. legis заң, қыт. фа цзя «заңгерлер мектебі») қытай философиясындағы мектеп, саяси әлеуметтік, құқықтық ілім. Негізін қалаушылар Шан Ян және Хань Фей болып есептеледі. Осы философиялық мектептің өкілдері қоғамның саяси құрылысы адамның жүріс… … Философиялық терминдердің сөздігі

    ЛЕГИЗМ - «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4 3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в… … Юридическая энциклопедия

    Школа закона, представляет собой сформировавшееся в 4 3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в… … Энциклопедия Кольера

    Философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» (кит. 法家, фацзя; англ. Legalism). Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не… … Википедия

    - (legisme, legalism) Принятое в зап. науке обозначение школы фа цзя законников, одного из осн. направлений древнекит. этико политич. мысли (от лат. lex, род. падеж legis закон) Основоположниками теории и практики Л. считаются Гуань Чжун (кон. 8 7 … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    ЛЕГИЗМ - школа закона (фацзя) в традиционной китайской философии. Основание школы относится к периоду борющихся государств (Чжаньго), расцвет к периоду империи Цинь (221 202 гг. до н. э.). Основные положения Л. изложены в книге Шан Яна Шан цзюнь шу (… … Современный философский словарь

    Легизм, или школа закона, представляет собой сформировавшееся в 4 3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной… … Энциклопедия Кольера