Слышат ли нас умершие на небесах. Мертвые нас видят: есть ли подтверждения

Строка поиска: усопшие

Найдено записей : 36

Здравствуйте. Я первый раз столкнулись со смертью родного человека. 26 октября будет 40 дней, как бабушки нет. Подскажите, пожалуйста, что надо сделать? Я совсем в этом ничего не понимаю. Заранее спасибо.

Надежда

Надежда, прежде всего, усопшие нуждаются в нашей молитвенной поддержке. Скорее всего, после смерти бабушки Вы уже заказали сорокоуст об упокоении (то есть поминание на Литургии в течение сорока дней). Теперь, если есть желание и возможность, можно заказать литургию на год или полгода. В сороковой день придите в храм, помолитесь за бабушку на литургии, закажите панихиду. Посетите кладбище, а потом устройте поминальную трапезу. На трапезе обычно подаются блины с медом и кутья - рис с медом и изюмом. От спиртного лучше отказаться.

иерей Владимир Шлыков

Вопрос отцу Александру Здравствуйте, батюшка. А как могут усопшие нас не видеть и молитвы наши не слышать, если они живы и после смерти, и правильно ли я считаю, что они знают, что происходит у нас, в здешнем мире?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Зачем гадать, мы с Вами в свое время каждый узнаем каково "там". Так же, как мы в своем теперешнем естественном состоянии не видим душ - ни живых, ни умерших, так и души умерших не видят нас. А молитвы наши воздействуют на души усопших не непосредственно, а через милосердие Божие, Который принимает наш труд ради близких и облегчает их участь. То, что мы слышим сообщения о каких-то явлениях "потустороннего" характера, не нарушает этого правила, а относится к другого рода реальности. Некоторым святым, которые составляют одну миллионную долю от всего человечества, были некие видения, о которых очень хорошо сказал Апостол: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12.2-4). Видеть видел, но сказать нечего. Иная реальность нашими понятиями не может быть описана. А то, что описывается нашими понятиями принадлежит нашему миру, т.е. земле, а мы знаем, что на землю был низвержен диавол и аггелы его. Оставим...

иерей Александр Белослюдов

По определенным обстоятельствам не отпели моего брата (он умер17.08). Тело нельзя было держать в морге долго, т.к. была жара и очень много покойников. Знаю, что нужно "запечатать" землю до 40 дней, т.е. до 25.09. На кладбище ехать боюсь, т.к. на пути есть блокпост, который периодически обстреливается. Что я могу сделать в этой ситуации? Как соблюдать все правила в такой обстановке? Крик души. Помогите!

Наталья

Дорогая Наталья, не обязательно до сорока дней высыпать землю с заочного отпевания на могилу усопшего. Никакое земное действо не может помешать или поспособствовать действию милости Божией. То, в чем действительно нуждаются усопшие – это наша молитва. Когда мир установится, тогда можно будет поехать на кладбище и доделать, что сейчас не можете. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Моя история началась, когда отец мой начал болеть. Его болезнь сильно напугала меня. Его страдания были мучительные не только для него, но и для меня. И я начала ходить часто в храм, чтобы молиться за его здоровье. Но Господь забрал моего папочку. Моя жизнь перевернулась. Для меня так важно, чтобы отец видел мою любовь к нему. Не только, когда он был жив. Больше всего я боялась, что мой отец не сможет увидеть Рая. При жизни он был не сильно верующим человеком, но часто он рассказывал, что к нему приходили ангелы, и тогда он исповедовался и причастился накануне смерти. Я знаю, что на 40 день после смерти его душу Бог определит. Но я хочу повлиять на его участь. Я так люблю своего отца, что каждый день я прихожу в храм, и заказываю проскомидии, панихиды... Для меня важно, где будет обитать его душа. Его телесные боли - это пустота по сравнении с адом, там нет смерти... Я очень переживаю за отца. Я не нахожу себе места, потому что боюсь, что папа попадет в ад. Я так хочу сделать его счастливым, я так хочу, чтобы он радовался вечно, попал в Рай, где нет боли и печали. Я знаю, что я должна молиться за него всю жизнь. И своими делами показать любовь к Богу. Но у меня вопрос. Видят ли нас усопшие? Чувствуют ли наши молитвы? Знает ли отец, как я его люблю? И стоит ли мне верить снам? Ведь он приходит ласковый в мой сон. Сегодня 40 дней. Моя душа болит и радуется, я не хочу плакать, потому что мой папа рядом с Господом, но я так хочу его видеть. Я боюсь, что после 40 дней настанет Вечность, и я не знаю, какая она. Я не люблю ходить на его могилу, потому что там лишь символ - победа над смертью. Я желаю, чтобы отец жил Вечно в моих молитвах. И только в храме я чувствую с ним диалог, я чувствую, как он смотрит. Я знаю, что сегодня очень важный день, сегодня он снова восстанет перед Богом, но я искренно надеюсь, что Господь помилует его душу и я приобрету покой вместе с папой.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Примите мои соболезнования. Смерть - общий удел всех людей. И нас с Вами отпоют и похоронят. Но тот, кто не умрет, не сможет воскреснуть. Господь победил смерть смертью. Смерть телесная полагает грань существованию греха. Продолжайте поминовение усопшего. Ваши молитвы помогают отцу. Он не видит и не слышит Вас, но связь между Вами остается - это молитва. На сны не обращайте внимания, Вы видите не отца, а свою память о нем. Мы же просим у Господа, чтобы он дал усопшим вечную память, вот, Господь исполняет наши прошения и не дает нам забыть близких. Мы их помним, поэтому молимся о них и видим во сне. Святые называли сон бредом души. Так и Вы к снам относитесь. Это не откровения и не явления, просто естественная реакция души. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! У меня умерли мама и папа. Маме 7 сентября год, а папе - 11 сентября 40 дней. Можно ли все сделать в один день? И когда именно?

Ирина

Ирина, поминальную трапезу можно сделать в любой удобный для Вас день. Но в сами дни памяти родителей пойдите в храм, закажите литургию об упокоении и панихиду. Молитва -это главное, чего ждут от нас усопшие.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, до рождества Христова все люди попадали в ад? Правильно ли я поняла? Читаю Закон Божий, там написано, "Когда тело Спасителя лежало во гробе, Душею своею Он сошел в ад, к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада." Значит, все праведники, святые, благочестивые люди за малейший грех попадали в ад? Объясните, пожалуйста! И еще вопросик, мы с мужем не венчаны, он не хочет, брак зарегистрирован, является ли наша жизнь блудом? Нужно ли исповедовать мне этот грех постоянно? Если муж никогда не захочет венчаться? Спасибо.

Валентина

Валентина! 1. До пришествия Спасителя усопшие праведники находились на лоне Авраамовом. По учению Православной Церкви - это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указывает Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь утешается»(Лк.16.25). Не «наслаждается», как в раю, но лишь «утешается» тем, что, в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду, избежал адских мук; что обрёл здесь общение с прародителями и праотцами еврейского народа; что из уст оных получил подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии, Который спасет род человеческий и изведёт из ада в рай души праведников, что и произошло по Воскресении Христовом. 2. Православная Церковь признает законность брака, зарегистрированного в государственных органах. Такой брак не является блудным сожительством. Просто молитесь за мужа, чтобы он пришел к вере и осознал важность таинства венчания для православных супругов как Божьего благословения и Его благодатной помощи на пути семейной жизни.

иерей Владимир Шлыков

1. В моем молитвослове в молитве о живых написано:"...спаси, Господи, и помилуй Святейшего Вселенского Архиерея (имя)" и т.д. Какое имя у Вселенского Архиерея? 2. Нужно ли креститься при входе на кладбище, при выходе и у могилки? Нужно ли читать при этом какую-нибудь молитву?

Татьяна

1. Здесь имеется в виду Вселенский Патриархат, он же Константинопольский. В наше время Патриархом Константинопольским является Варфоломей. 2. А это – дело Вашего произволения и желания: если душа просит, почему бы не перекреститься, доставьте себе эту радость. Молитв особых при входе на кладбище не положено, однако, из благочестивого чувства можно прочесть тропарь «Со святыми упокой» или, учитывая, что сейчас – дни Пасхальные, «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне», «Плотию уснув» и другие песнопения Пасхи. Да и «Христос воскресе» усопшим можно сказать. В житиях святых говорится о Киево-Печерском святом, преподобном Дионисии, который однажды спустился в пещеры, к усопшим братиям, и воскликнул им: «Христос воскресе!» И усопшие братия ответили ему: «Воистину воскресе!» В этот момент преподобного овеяла такая благодать, что он попросил позволения настоятеля более никогда не выходить из пещер и остаток дней провел там в подвиге и молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Христос воскресе! Мой папа умер некрещеным. Знаю, что можно поминать его в домашней молитве. А в храме, когда служится панихида или поминаются усопшие на литургии, могу ли я про себя молиться о его упокоении?

Татьяна

Да, Татьяна, можно, и даже очень хорошо! Господь милостив, и примет Вашу молитву, как благоприятную жертву, молитесь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня умер папа, умер скоропостижно, шок и горе непередаваемое. Но самое главное, что меня мучит сильно, что я не успела сказать ему главных слов о том, как люблю его, не смогла попросить прощения за какие-то обиды и непонимание. Сейчас плачу, прошу прощения, молюсь за его душу. Он меня слышит, простил?

Наталья

Наталья, очень часто после смерти близких мы понимаем, как много мы не успели им вовремя сказать. Сейчас Ваша любовь к папе должна проявляться в усердной молитве за него. Усопшие чувствуют нашу молитву, она очень облегчает их посмертную участь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у меня накануне умерла бабушка, а через месяц у меня день рождения. Скажите, мне можно праздновать или нет?

Александр

Александр, нет особых правил по этому вопросу. Но лично я думаю, что дни поминовения усопших важнее, чем день рождения. Усопшие за себя не могут сами помолиться, и поэтому они надеются на нашу и церковную молитву. Так что мой совет - пока 40 дней не пройдет, справлять день рождения не нужно. В этот период лучше усиленно помолиться за Вашу бабушку, заказать ей поминовение в Церкви. А день рождения справите потом – немного с опозданием, но ничего страшного.

иеромонах Викторин (Асеев)

Уважаемые батюшки, в Ветхом и Новом Заветах, житиях святых мы часто встречаем, что знамения и откровения приходят к людям во снах. Но в то же время, во многих духовных книгах сказано, что снам нельзя верить, т. к. мы люди грешные и не способны распознать природу этих явлений. Как же все-таки относиться к этому современным людям? Ведь иногда нам снятся наши дорогие усопшие, или мы видим "как на яву" какие-то события. Благодарю за ответ.

Татьяна

Татьяна, заметьте, сколько в Священном Писании описывается таких значимых, вещих снов? Всего несколько. А сколько нам всего снится? Целый поток! Так вот, сны от Бога – вещь очень и очень редкая, и распознавать их Святые отцы учат так: если сон приводит тебя в глубоко-покаянное чувство, в сознание своих грехов и своего бедственного духовного положения, то, возможно, он – от Бога, хотя возможно, что и нет. А во всех остальных случаях, даже когда снятся усопшие родственники, но сон не меняет нас духовно, он никакого отношения к Богу не имеет.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте. Скажите, надо ли делать поминки за умершего, 11 лет?

Елена

Елена, за умершего необходимо молиться независимо от того, сколько ему лет и как давно он умер. Усопшие всегда ждут нашей молитвы за них. В годовщину усопшего нужно обязательно помолиться за него в церкви, и по окончании службы попросить священника отслужить панихиду. Другое дело поминальный стол – это далеко не так важно, хотя и не будет лишним.

иеромонах Викторин (Асеев)

Как отсчитывать 40 дней? Со дня кончины?

Юрий

Юрий, день смерти считается первым днем, с него нужно отсчитать 3, 9 и 40 дней. Крайне важно помнить, что усопшие нуждаются в молитве. Сами за себя молиться они уже не могут, поэтому мы, живые, должны за них молиться. 3, 9 и 40 дни - это особые поминальные дни для усопших. В эти дни нужно сугубо за них молиться, служить панихиды и заказывать церковное поминовение для крещеных усопших. Самый важный день – 40-й, когда определяется, куда отправится душа, в рай или в ад.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! 10 августа заказала папе сорокоуст, была литургия и панихида, но 9 дней папе будет 14 августа. Мне сказали в церкви, что можно заказать заранее. Это правильно? Не сделала ли я ошибки, очень переживаю.

Елена

Елена, поминовение новопреставленного очень важно для его души. Усопшие сами молиться за себя не могут. Особые поминальные дни - это 3, 9 и 40. Эти дни не следует переносить на другую дату. Нужно поминать именно в эти дни. Самый же важный день для усопшего - это 40-й день, когда определяется его посмертная участь. Поэтому придерживайтесь точной даты.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, уважаемый батюшка! 29 июня будет 1 год, как умерла моя мамочка. Поминки мы делаем дома, скажите, пожалуйста, постные они или мясные?

Светлана

Светлана, больше нужно уделять внимания не застолью, а молитвенному поминовению усопших. Усопшие не могут молиться сами за себя, они очень надеются на нас, живых, и на церковную молитву. 29 июня будет суббота, в этот день необходимо помолиться в церкви за Литургией и помянуть свою маму, по окончании службы нужно отслужить панихиду. Петров пост начинается с 1 июля, 29 июня нет поста, и поэтому на поминальный стол можно поставить любые продукты, в том числе и мясные.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли справлять свадьбу в день смерти давно умершего деда?

людмила

Людмила, в принципе, можно, но не стоит забывать, что ваш дед нуждается в молитве - а кто еще за него помолится, как не близкие родственники? Усопшие надеются на нашу молитву за них.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли мужу идти на похороны бабушки, если в доме новорожденный?

Алена

Алена, а причем вообще здесь новорожденный?! Все это какие-то суеверия. Идти на похороны бабушки Вашему мужу можно безо всякого сомнения. А вот за усопших нужно молиться, и дома, и в церкви. Поминовение усопших - это наша прямая обязанность перед умершими сродниками. Усопшие сами за себя молиться не могут, и поэтому мы должны им помогать своей молитвой.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! От чего произошло, что поминать усопших и ходить на кладбище нужно на Радоницу? И по поводу остальных дней в году особого поминовения усопших. В этот день нас лучше видят и слышат наши близкие? А разве в другие дни не видят и не слышат? И почему именно принято ходить на кладбище, разве именно там видят нас наши близкие, а в другом месте нет? Я думала, что на небе они нас везде видят. Тогда почему эти дни ведут нас на кладбище? И интересно, каким образом они нас на самом деле видят и слышат - так же, как мы, живые, здесь? Или это сделано больше для нас живых, чтобы мы помнили о наших близких, молились? Но ведь, как говорится по поводу мучительной музыки, которая провожает в последний путь, - кому горько и так плачут, а кому все равно - и музыка ничего не изменит. Ведь близкие именно по духу люди, а не просто по обязанности, и так постоянно помнят и молятся.

Людмила

Людмила, видят ли нас усопшие или не видят – на это существует множество мнений, но однозначно сейчас, живя на земле, мы сказать не можем. Понятно лишь одно: незримая духовная связь, безусловно, существует всегда. В отношении того, почему после Пасхи принято ходить на кладбище лишь на Радоницу, можно сказать, что эта традиция носит уставной характер: ради торжества, радости и величия Пасхи некоторое время Церковью не совершаются гласные моления о усопших, а только лишь тайные, в алтаре. Но на Радоницу мы все идем на кладбища, чтобы и усопшим возвестить пасхальную радость приветствием "Христос воскресе!" Эта традиция не связана с тем, что усопшие, как Вы говорите, нас в этот день видят лучше, чем в другие дни, нет, это сделано, чтобы подчеркнуть торжественность праздника. Но помнить о своих усопших мы должны всегда, и православный христианин, беря пример с Матери-Церкви, которая каждый день поминает усопших, тоже ежедневно, даже в пасхальный период, дома на молитве поминает своих ушедших из жизни сродников.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У моей доченьки День рождения (1 год) 12 мая, можно ли праздновать его? Или неделю после Пасхи нельзя (перед поминовением усопших)? Спасибо!

Ольга

Ольга, 12 мая будет воскресенье на Фоминой неделе. И очень хорошо в этот день справить день рождения. В этот день нет поста. С поминовением усопших это связывать не нужно. У нас у всех есть усопшие родственники, за которых мы обязаны молиться, а 14 мая будет Радоница. Радоница - это Пасхальная радость для усопших. Нисколько не сомневайтесь, и справляйте день рождения спокойно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Недавно умер мой дедушка. Он был не верующим, но его похоронили как православного, прочитали молитвы. Я стала очень переживать о том, как пройдет он воздушные мытарства... В интернете я прочла, что для того, чтобы моя молитва была угодна Господу, надо возложить на себя некие ограничения, совершить душевный подвиг. Меня все время мучили блудные мысли, но здесь я решила во чтобы то ни стало на 40 дней прекратить о них думать. Я нашла в интернете огромную молитву за умершего ("Акафист за единоумершего") и каждый день в течении двух недель старалась читать ее, не отвлекаясь. Но недавно я сильно заболела, и блудные мысли окутали меня с новой силой. Но как только мне станет лучше, надеюсь снова взять себя в руки и продолжить молится. Но меня волнует, будет ли такая молитва угодна Богу, после семидневного перерыва? Смогу ли я такой молитвой помочь моему дедушке пройти мытарства? Если, не приведи Господь, душа попадет в ад, можно ли ее от туда вымолить? И еще, можно ли молится о душе после 40 дней, и поможет ли это ей?

Анна

Анна, для того и существует Церковь, чтобы человек приходил и каялся в своих грехах. От грехов можно очиститься только при жизни, через покаяние. После смерти нет покаяния, после смерти - воздаяние, которое человек получает за свою жизнь. Как сказано в Евангелии, «праведник едва спасается», а что же будет с грешником, который ушел из жизни без покаяния? Конечно, можно вымолить своих усопших сродников, но для этого недостаточно молиться только 40 дней. Этому нужно посвятить всю свою жизнь. Нужно отказаться от всех греховных начинаний, вести свою жизнь благочестиво, регулярно ходить в церковь, исповедаться и причащаться, молиться за своих усопших и за себя. И так всю жизнь. Если Вы так проживете, то сами спасетесь, и по вашей молитве Господь помилует и вашего дедушку. Усопшие не могут за себя молиться, они надеются на нас и на церковную молитву. Бог всегда нас слышит, когда мы искренне молимся. Даже если и случился перерыв в молитве, не следует опускать руки, нужно продолжать.

иеромонах Викторин (Асеев)

1

Ответы на вопросы об общении с усопшими и рассказаны правила проведения поминовения.

Поминать умерших родственников очень важно, ведь это определенное почтение усопшим родным. Но важно это делать правильно. А как именно Вы узнаете из статьи.

Как правильно поминать умерших родственников?

Все люди смертны. Иногда их жизнь обрывается трагически, иногда по нелепой случайности, а иногда просто приходит время. Не стоит огорчаться по этому поводу. Ведь никто не застрахован от этого.

Самое малое, что можно сделать в такой ситуации, это правильно помянуть и проводить усопшего в другой ми р. Все люди по разному понимают как правильно это делать. Невежество в этом вопросе иногда поражает.

Всегда нужно искать ответы в церкви или Священном Писании.
Многие под словосочетанием «помянуть усопшего» понимают раздачу конфет и печенья людям. Это правильно, но существует еще множество обычаев и правил в этом вопросе.


В первую очередь, стоит упомянуть, как правильно похоронить человека. Ведь даже в этом многие люди совершают ошибки. Оплошности, которые не следует допускать:

  • Ни в коем случае не стоит поминать усопшего алкогольными напитками . Вера это запрещает, во многих священных писаниях об этом говориться. Таким образом, умерший человек будет обречен на неизбежные муки. Лучшим выходом из положения считается раздача еды и одежды бездомным
  • Не стоит заказывать похоронный оркестр. Иногда идешь, и слышишь душераздирающую музыку. От нее становится плохо и не по себе. По ней можно определить, что недалеко кого-то хоронят.
    Мудрые люди говорят, что на эту музыку приходят лукавые . Они радуются и танцуют. И усопший не может проститься с этим миром спокойно.
  • Люди умирали и умирают. И так будет всегда. В наше время могилу и памятник обвешивают венками. Но если вернуться назад в прошлое, то можно понять, что в те далекие времена не было всего этого. На могилу всегда приходили с живыми цветами. Но безбожное время советской власти внесло свои коррективы в эту традицию. За границей нет такого обычая.
    Если вспомнить фильм «В гостях у вечности», то можно ужаснуться. Герой рассказывал о своем путешествии по тому миру. Там все люди были повешены на венках. Они стали для них виселицами. Поэтому прежде чем покупать венок (а они не дешевые), подумайте об усопшем. Нужен ли он ему и хотите ли вы своего умершего родственника обрести на вечные муки?
  • Не стоит поминать умершего человека сладкой едой . Практически все это делают конфетами и печеньем. Но так поступать не стоит. Такие лакомства являются продовольствиями, которые относят к слабостям чревоугодниц. И этим вы только услаждаете их, а не поминаете усопшего

Так как же правильно это делать? Что следует делать, чего лучше не стоит? На эти вопросы ответы всегда нужно искать в Библии или спросить у старых людей. В любой церкви помогут разобраться в этом деле, предоставить нужную литературу и просто дать совет.

Считают, что душа человека после смерти бродит по нашей земле еще 40 дней. Чаще всего она находится возле своего тела. Следует быть внимательными и прислушиваться ко всем посторонним шорохам и ощущениям. Ведь человек может связаться с близкими.

Его душа ищет покой и умиротворение . Она пытается достучаться до окружающих его людей.

На сороковой день душа улетает. И прежде чем определиться со своим местом на небесах, ей предстоит пройти несколько кругов ада. Чтобы помочь в эту трудную минуту усопшему, следует читать Псалмы .


Любовь к умершим следует проявлять через панихиды . Их проводят в любой церкви после утреней молитвы. Заранее следует подготовиться: купить продукты . Их потом вы отдадите нуждающимся.

Не забывайте о запрете на алкоголь и лакомства. Также не упускайте из виду, что для такой церемонии пишут записку по образцу, в которой указывается имя умершего. Следует ходить на панихиды в «родительские» субботы . В эти дни сила молитв увеличивается в несколько раз.

Для поминания усопших существует специальный день. Его называют поминальный . Он приходится на девятый день после Пасхи. Этот день носит названия Радоница.

Многие люди ходят на могилу в воскресенье, то есть через неделю после праздника. Но это не правильно. Души умерших приходят на свою могилу только через установленное время – 9 дней.


Если по каким – либо причинам Вы не можете посетить надгробие близкого человека, то души приходят к Вам домой или на работу. Также они могут ждать Вас в церковных храмах.

Случается, что человек уходит из жизни по своей воле. За самоубийц церковь не молится . Они считают это большим грехом. Но родственники могут сами прочитать молитву и попросить у Господа прощения за действия умершего.


Поминать человека можно в дату его рождения и дату смерти. Не стоит забывать заказывать сорокоуст в церкви. Все поминки лучше устраивать за день-два до предполагаемой даты.

Видят и слышат ли нас умершие родственники?

На этот вопрос церковь отвечает утвердительно . Стоит немного все-таки разобраться в этом деле и внести ясность в главные аспекты.

По церковным верованиям душа человека бессмертна . И смерть - это всего лишь промежуточное состояние, в котором человек перерождается, обретает новое тело и новую жизнь.

Люди, которые побывали в состоянии клинической смерти, утверждают, что они все помнят и видели свое тело со стороны. Из этого можно сделать вывод, что смерть – это всего лишь сон. Но сном забывается тело, а не душа. Душа странствует, ищет пристанище, посещает близких людей.


По верованиям, грешная душа обретает шанс искупить свои злые деяния. Она перерождается и снова проживает жизнь. Безгрешные души отправляются в рай, в место, где нет болезней, печалей, горя. Там они следят за жизнью своих родственников, друзей и знакомых.

Они не только слышат наши речи, но и заглядывают в наши души, читают наши мысли и узнают о наших сокровенных тайнах и желаниях. Поэтому не стоит прожигать свою жизнь просто так, не стоит замышлять плохого деяния и совершать дурные поступки. Души наших любимых людей будут страдать.

Видят ли нас умершие родственники на кладбище?

В поминальные дни все родственники и близкие люди усопшего собираются возле его могилки. Там они разговаривают о нем, вспоминают все радостные и счастливые моменты с его участием.

Как говорится: «о покойнике говорят или хорошо, или ничего». В эти дни души тоже приходят на кладбище увидится со всеми. В иные дни душа, которая обрела покой, не посещает землю. Если Вы решили посетить умершего человека в другие дни, то он наблюдает за Вами с небес.


Этому всему нас учит церковь. Скептики относятся к этим моментам подозрительно. Они считают, что человек умер, и его сознание забылось вечным сном. Оно не может ожить в другой реальности и наблюдать за всеми со стороны. Это дело Веры. Если Вам легче пережить смерть человека, надеясь, что он видит и слышит Вас, то просто верьте в это.

Как вызвать духа умершего родственника?

Магия всегда позволяла проникнуть в мир иной, вызвать дух любого умершего человека и поговорить с ним. Но перед ритуалом следует подумать о последствиях . Духи не всегда хотят, чтобы их тревожили.

Такую опасную церемонию лучше не проводить самому. Следует в этом вопросе доверится проверенному медиуму. Только он сможет вызвать нужный дух. Спиритические сеансы лучше проводить в расслабленном состоянии, с хорошими мыслями.


Как вариант, можно использовать спиритическую доску. Несколько советов, которые помогут вызвать дух умершего родственника:

  • Расслабьтесь, отбросьте прочь все проблемы и заботы, освободите свой разум
  • Не испытывайте страх. Если будет неправильно проведен сеанс, то придет злой дух. Он будет питаться Вашими страхами
  • Перед сеансом всю комнату окурите ладаном
  • Желательно ничего не кушать и не пить в день проведения ритуала, 3 дня не употребляйте алкоголь
  • вызывайте духа ночью - после 12 и до 14 часов
  • поставьте в комнате восковые свечи
  • вденьте черную нитку в иголку и сделайте подобие маятника
  • на листе напишите все вопросы, которые Вы бы хотели задать покойному
  • называйте имя усопшего и зовите прийти
  • если иголка начинает двигаться, значит дух покойного рядом. Можете оставить открытым окно, так душе будет легче попасть в комнату
  • если у Вас все получилось и ответы Вы получили, то не забудьте поблагодарить духа за приход и скажите, что отпускаете его назад

Как пообщаться, поговорить с умершим родственником?

Многих интересует, как поговорить с умершими людьми. Это не сложно сделать. Существует несколько способов как это сделать:

  • Обратитесь за помощью к медиуму. Хороший специалист в этой сфере предоставит Вам такую возможность. Он не только сделает это, но и расскажет в каком состоянии душа умершего, какая у него аура, чего ему не хватает. Но не стоит слишком увлекаться спиритическими сеансами
  • С умершими можно общаться во сне. Сон считают маленькой смертью. В этом состоянии все органы человека перестают работать. Человек просто погружается в небытие и его сознание отключается. Именно в таком состоянии проще поговорить с усопшим
  • Можете пообщаться также посредством бумаги. Этот способ схож с общением через спиритическую доску. Только в этом случае Вам пригодится бумага с написанными буквами и блюдце

Могут ли умершие родственники помогать живым?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Даже если такое и случается, то в редких случаях. Умершие помогают только тем, кто нуждается в этом по настоящему. Они могут это сделать через знаки. Но люди не всегда их понимают правильно.

Бытует мнение, что после смерти душа не способна ничего чувствовать, она не знает, что такое любовь, ненависть. Поэтому в этом случае ни о какой помощи не может быть и речи.


Не стоит сильно «нагружать» духов своими проблемами и просьбами. Ведь человек освободился от физического тела и покинул мир. Он прожил жизнь, полную не только радостей, но и горя, слез, печалей. Он выпил свою чашу горестей до дна. Зачем ему и на небесах переживать такие эмоции?

Как попросить помощи у умерших родственников?

В сложных жизненных ситуациях люди иногда обращаются за помощью к умершим родителям или родственникам. Существует много молитв и заговоров для осуществления таких действий. В некоторых предлагается пойти на кладбище, другие просто при прочтении заговора используют предметы обихода. Следует задуматься о таких ритуалах. Правдивы они и не принесут они Вам еще больше неприятностей.

Лучше просить помощь через молитву, но у Бога. Так Вы обретете умиротворение и спокойствие. Это Вам поможет найти решение даже самой неразрешимой проблемы.


Если Вы все же решили прибегнуть к помощи умерших родственников, то ниже приведен заговор. Его следует читать возле могилы человека, у которого Вы просите помощь.
«Родимый мой (моя) батюшка (матушка) (имя покойного), встань, пробудись, погляди на меня, на свою детушку. Как я горемыкаю на сем белом свете. Мой родненький, выглянь на меня, сироту из своего дома, потешь меня словом ласковым».

С умершим человеком можно общаться мысленно. В разговоре с ним можно обрисовать ситуацию и попросить совет. Некоторые люди ходят в церковь и молятся. В стенах храмов им легче сосредоточится и понять, что умерший хочет им посоветовать.

Не стоит слишком часто обращаться за советом к духам.
Если Вас терзают какие-либо сомнения по поводу принятия решения, пойдите на кладбище. У могилы усопшего выскажете все за и против данной ситуации. И первое, что придет Вам в голову, считайте советом умершего человека

Встретятся ли умершие родственники после смерти?

Этот вопрос всегда интересовал близких людей умершего родственника. Даже священники не дают точного ответа.
Некоторые медиумы утверждают, что обязательно встретятся . Ведь в случае клинической смерти люди рассказывают, что встречали там своих близких.


Но чтобы встретиться снова с ними, человеку следует очиститься от грехов, пройти Чистилище. И только тогда он достигнет Рая, в котором ждут его все его родные люди.
Священники на этот счет говорят, что возможно и встретятся, если место их окончательного пребывания совпадет. А это известно только Богу.

Приходят ли души умерших к родственникам?

Люди приводят много примеров, которые доказывают, что умершие родственники посещают своих родных. У одних падают вещи, другие чествуют легкий ветерок, который не может возникнуть в закрытом помещении.

Одна женщина рассказывала, что ее умерший сын звонит ей из того мира. Но никто не может точно сказать, что это именно душа, а не плод их собственного воображения.


Согласно верованиям душа бродит по земле еще 40 дней. В это время она посещает родственников, близких и знакомых людей. Многие говорят, что чувствуют присутствие духа усопшего. Иногда это происходит во сне.

Если это случается уже после сорока дней, то стоит задуматься. Обычно это значит, что душа не нашла успокоение. Или чувство вины не дает ей покоя, и она блуждает в поисках прощения. Священники советуют сходить в церковь и поставить свечку за упокой.

По общему мнению всех имамов, нет ничего дозволенного в таких действиях, когда некоторые люди, считая, что покойники слышат их и видят, совершают намаз около могилы умершего, совершают ритуальный обход, целуют могилу, уносят с собой горсть земли с могилы, обращаясь к умершему просят у него помощи, благ, здоровья, рождения детей, разрешения проблем и т.п., уподобляясь идолопоклонникам, которые испрашивают у своих идолов. Это не делали ни Посланник Аллаха (Салаллаху алейхи ва саллям) ни сподвижники, ни следующие за ними, и ни один из имамов.

По преданию более десяти сподвижников, таких как Умар ибн Аль Хаттаб, Ибн Умар, Абу Тальха (да будет доволен ими Аллах), Посланник Аллаха (Салаллаху алейхи ва саллям), обратился к убитым в битве при Бадре с такими словами:

... فجعل ينادى باسمائهم واسماء آبائهم وقد جيفوا: يا ابا جهل بن هشام ويا عتبة بن ربيعة ويا شيبة بن ربيعة ويا وليد بن عتبة! أيسركم انكم اطعتم الله ورسوله؟ فانا قد وجدنا ما وعدنا ربنا حقا، فهل وجدتم ما وعدكم ربكم حقا؟ قال: فسمع عمر قول النبى صلى الله عليه وسلم فقال: يا رسول الله! ما تكلم من اجساد لا ارواح لها؟ وهل يسمعون يقول الله عز وجل (انك لا تسمع الموتى)؟ فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: والذى نفس محمد بيده ما انتم باسمع لما اقول منهم، والله انهم الان ليعلمون ان الذى كنت اقول لهم الحق ، وفى رواية: انهم ليسمعون، غير انهم لا يستطيعون ان يردوا على شيئا

“…в день Бадра, Пророк (Салаллаху алейхи ва саллям) приказал похоронить тела двадцати четырех уважаемых курайшитов в одном месте. Согласно этому приказу эти тела были скинуты в высохший колодец.

На третий день после победы Пророк подошел к колодцу и обратился называя их имена:

«Эй, Абу Джахиль бин Хишам, эй, Утба бин Раби’а, эй, Шейба бин Раби’а, эй, Велид бин Утба! Если бы вы покорились Аллаху и Его Посланнику, обрадовала бы вас эта вера? Мы достигли того, что обещал нам Аллах, а вы убедились теперь в истинности того, что обещал вам Аллах?»

Сподвижники слышали эти слова Пророка (Салаллаху алейхи ва саллям) и Умар (радыйаллаху анху) спросил:

- О Посланник Аллаха! Что ты говоришь этим безжизненным телам? Разве могут они слышать? Ведь сказал Всевышний: «Ты не заставишь слышать мертвецов»?

- «Клянусь Тем, в чьей длани жизнь Мухаммада вы слышите мои слова не лучше их. Сейчас они поняли, что истинны мои слова. Они сейчас меня слышат, но ответить не могут» .

«Воистину, сейчас они знают, что истинны мои слова» и зачитал аят «Ты не заставишь слышать мертвецов» .

Передавший этот хадис Катада (радыйаллаху анху) сказал: «Всевышний Аллах оживил их настолько, чтобы они могли слышать упрекающие, унижающие, обвиняющие, удручающие и заставляющие раскаяться слова Посланника (салаллаху алейхи ва саллям)»

Анас бин Малик (умер в 93/711г) (радыйаллаху анху) передает, что Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Воистину, раб после того, как его спустят в могилу, слышит звуки шагов удаляющихся друзей» .

Ученые согласны по поводу достоверности иснада этого хадиса, переданного от Абу Хурейры (радыйаллаху анху).

В этих хадисах также значится, что мертвые слышат в течении короткого времени.

Итак, данные источники и схожие с ними, показывают, что у мертвецов отсутствуют какие либо чувства и движения. Отныне их души изъяты, дела прекращены и закончены с точки зрения увеличения. Это показывает, что умерший человек не может сделать ничего для себя, и раз уж он не может действовать в свою пользу, как он может сделать что нибудь в пользу другого?!

«(О Мухаммад!) Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять .»

إِنْ تَدْعُوهُمْ لا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوالَكُمْ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ وَلا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ

« Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий ..»

وَمَا يَسْتَوِي الأحْيَاءُ وَلا الأمْوَاتُ إِنَّ اللَّهَ يُسْمِعُ مَنْ يَشَاءُ وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُورِ.

« Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле»

إِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ

«(О Мухаммад!)Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять .»

Доказательства тех, кто считает, что покойники слышат

Мнение на эту тему Ибн Таймии, которого считают источником своих взглядов ваххабиты (салафиты), и схожие с ними взглядами:

Ибн Таймия считает: «Мертвые слышат»

Ибн Таймия ответил на вопрос: «Правильно то, что умершие могут слышать звуки зикра, мольбы и Корана (который читают после его смерти).

Ибн Таймия в своих фетвах на вопрос – знают ли покойники в могилах тех, кто пришел навестить их, понимают ли их? – сказал: «Да, знают и понимают». А после этого пишет о источниках, говорящих о встрече покойников и о том, что дела живых показываются им.

Ибн Таймия говорит о том, что мертвые разговаривают в могилах и слышат речь, обращенную к ним.

В ответ на заявление тех, кто говорит: «В утверждении, что мертвые не слышат, мы опираемся на аят: فَإِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى / «Воистину, мы ответим:

В следующем аяте Всевышний Аллах говорит:

« Ты можешь заставить слышать только тех, которые веруют в Наши знамения, будучи мусульманами ».

Тогда, следуя вашей философии, по внешнему смыслу аята, здесь подразумевается, что слышат верующие. А если посмотреть с другой стороны, можно понять, что слово «слышать» равнозначно значению «принимать».

فَإِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ

Воистину, ты не заставишь слышать (истину и правду ) мертвецов (на которых похожи неверные, из-за того, что не извлекают пользу от услышанного )и не заставишь глухих (у которых не слышат сердца ) услышать призыв , (к тому же ) когда они обращаются вспять.

وَمَآ أَنتَ بِهَادِ الْعُمْىِ عَنْ ضَلاَلَتِهِمْ إِنْ تُسْمِعُ إِلاَّ مَنْ يُؤْمِنُ بِآيَاتِنَا فَهُمْ مُسْلِمُونَ

« Ты не выведешь слепых (которых мы ослепили по причине их ошибочного выбора ) из их заблуждения . Ты можешь заставить слышать (истину ) только тех, которые веруют в Наши знамения, будучи (искренне покорившимися ) мусульманами» .

Слова «ты не заставишь слышать мертвецов » означают – ты не можешь заставить поверить неверующих. Под живыми же подразумеваются верующие. Похожие метонимии, метафоры, иносказания часто встречаются в Коране. Некоторые из них такие:

لِيُنْذِرَ مَنْ كَانَ حَيًّا وَيَحِقَّ الْقَوْلُ عَلَى الْكَافِرِينَ.

«Чтобы он предостерегал тех, кто жив, и чтобы сбылось слово относительно неверующих » в этом аяте вера – жизнь, верующий – живой.

سُقْنَاهُ لِبَلَدٍ مَيِّتٍ فَأَنزلْنَا بِهِ الْمَاءَ.

«Мы пригоняем их (облака) к мертвой земле, проливаем воду» здесь мертвая земля означает высохшую, не дающую урожая землю.

وَحَسِبُوا أَلا تَكُونَ فِتْنَةٌ فَعَمُوا وَصَمُّوا ثُمَّ تَابَ اللهُ عَلَيْهِمْ ثُمَّ عَمُوا وَصَمُّوا كَثِيرٌ مِنْهُمْ وَاللهُ بَصِيرٌ بِمَا يَعْمَلُونَ.

В аяте «Они посчитали, что не будет искушения, и потому стали слепы и глухи. ЗатемАллах принял их покаяние, после чего многие из них снова стали слепы и глухи. Аллахвидит то, что онисовершают.» слова «слепы и глухи» означает невежество неверующих.

أَفَأَنْتَ تُسْمِعُ الصُّمَّ أَوْ تَهْدِي الْعُمْيَ وَمَنْ كَانَ فِي ضَلالٍ مُبِينٍ

«Разве ты можешь заставить слышать (эту истину ) глухих или наставить на прямой путь (не желающих видеть) слепых и того, кто находится в очевидном заблуждении?» из этого аята следует, что неверующие указанные в аяте – это вовсе не те слепые и глухие, которых мы знаем.

От Абу Мусы Аль Аш’ари передается, что Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Состояние упоминающих своего Господа и не упоминающих подобно состоянию живого и покойника» .

Из всех упомянутых выше аятов Корана и хадисов мы понимаем, что люди, упомянутые в аяте فَإِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى/ Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов – это не покойники, а неверующие с бездушным сердцем, которое умерло от неприятия веры.

Ученик Ибн Таймии, Ибн Каййим Аль Джавзия написал книгу «Рух» (Душа) в которой убедительно доказывает, что мертвые слышат.

Ибн Каййим Аль Джавзия (умер в 751/1350г) – это один из тех ученых, к словам которого прислушиваются утверждающие, что умершие не слышат. В своей книге он сказал так:

Так как нам дано знать, что они слышат то, что им говорят, если даже разложились их тела.

В таком случае, под понятием обращение к мертвым, имеется ввиду обращение к душам, привязанным к телу.

وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُورِ

«и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле.» – из этого аята становится ясно, что неверный, лежащий в могиле, не сможет услышать от живого ничего, что могло бы принести ему пользу. Да и к тому же, покойники в могилах не могут слышать таким образом как живые, чтобы получать от этого пользу (то есть от услышанного чтения Корана, который прочитан над его могилой, он не получит «саваб», как получил бы от прослушанного Корана, будучи живым).

Человек, читавший Коран, тот саваб, который он получил, может подарить умершему, однако это уже другая тема. С точки зрения «саваба» и уверования, никакие слова ему пользы не принесут, но другие разговоры они могут слышать.

Ибн Джавзи в комментариях к 22-му аяту суры Фатыр говорит:

«Всевышний Аллах под словом «те кто в могиле» указал на неверных и сравнил их с покойниками, то есть, подобно тому, как покойники в могилах не могут слышать Книгу Всевышнего и не могут извлечь пользу из Его наставлений, так и люди с умершими сердцами не могут извлечь пользу от услышанного».

Всевышний Аллах не говорил, что мертвецы совершенно ничего не слышат. Еще один аят Коран гласит:

إِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَ لا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ

«(О Мухаммад!)Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять .» То, что наряду с мертвецами не слышат также и глухие, есть доказательство того, что обе эти группы безразличны к призыву.

Невозможно заставить что то услышать или объяснить таким людям, когда они мертвы и глухи. Эта точка зрения правильна. Но не сказано, что человеческая душа, которая не оборвала связь с телом не может услышать низость плохого состояния.

Анас бин Малик (умер в 93/711г) (радыйаллаху анху) передает: Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا وُضِعَ فِي قَبْرِهِ وَتَوَلَّى عَنْهُ أَصْحَابُهُ إِنَّهُ لَيَسْمَعُ قَرْعَ نِعَالِهِمْ

.

Те кто считают, что умершие не слышат, трактуют выражение «слышит звук шагов» как «слышат в течении короткого времени». На поверхности этого хадиса есть слова, позволяющие так думать? Нет!

Имам Бухари передает от Абу Саида Аль-Худри (радыйаллаху анху): Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:«Когда труп положат (на носилки), и люди возьмут его на плечи, если он был праведным, он говорит:

«Скорее несите меня, отнесите меня на мое место!» Если же он не был праведным, тогда он говорит: «Горе вам! Куда вы его (тело) несете?» Эти его слова слышат все, кроме людей. Если бы люди слышали, они бы упали без чувств» .

Этот хадис, один из доказательств того, что умерший знает тех, кто его несет, знает куда его несут и знает чем все это для него обернется, благом или скорым наказанием.

По преданию более десяти сподвижников, таких как Умар ибн Аль Хаттаб, Ибн Умар, Абу Тальха (радыйаллаху анхум), Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) на третий день битвы при Бадре обратился к убитым многобожникам с такими словами:

«Эй Абу Джахиль бин Хишам, эй Утба бин Раби’а, эй Шейба бин Раби’а, эй Велид бин Утба! Если бы вы покорились Аллаху и Его Посланнику, обрадовала бы вас эта вера? Мы достигли того, что обещал нам Аллах, а вы убедились теперь в истинности того, что обещал Аллах вам?»

Сподвижники слышали эти слова Пророка (Салаллаху алейхи ва саллям), и Умар (радыйаллаху анху) спросил:

- О Посланник Аллаха! Что ты говоришь этим безжизненным телам? Разве могут они слышать? Ведь сказал Всевышний «Ты не заставишь слышать мертвецов» . На что Пророк (Салаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- «Клянусь Тем, в чьей длани жизнь Мухаммада, вы слышите мои слова не лучше чем они. Сейчас они поняли, что истинны мои слова. Они сейчас меня слышат, но ответить не могут» .

На этот довод, считающие, что мертвые не слышат, скажут:

Когда этот случай был рассказан матери правоверных Аише (радыйаллаху анха), Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал только следующее:

«Воистину, сейчас они знают, что истинны мои слова» и зачитал аят «Ты не заставишь слышать мертвецов»

Наш ответ:

Насколько правильно хвататься за мнение достопочтенной матери правоверных Аиши (радыйаллаху анха), которая не присутствовала при Бадре, когда произошел этот случай, которая не слышала и не видела, как пророк говорил убитым многобожникам, при том, что слова Пророка «Вы слышите мои слова не лучше, чем они» общеизвестны?

Слова Пророка (салаллаху алейхи ва саллям) не противоречат аяту «Ты не заставишь слышать мертвецов». Так как заставить услышать – это передать слова говорящего тому, кто должен услышать. В таком случае, передав звук, заставил услышать слова Пророка (салаллаху алейхи ва саллям) Всевышний Аллах, а не его Посланник (салаллаху алейхи ва саллям). Таким образом аят и хадис не противоречат друг другу.

Возвращаясь к форме ответа «Воистину, они знают…», так как Аиша (радыйаллаху анха) не была свидетелем произошедшего, она услышала эту историю от Пророка (салаллаху алейхи ва саллям), или от третьего лица, это слово «Воистину, сейчас они знают, что истинны мои слова» не противоречит преданию «они меня слышат». Наоборот, подтверждает его. Ибо, если речь идет о ком то, он может знать говорящего, только услышав его, так уж заведено среди людей.

Указанные в двух аятах «мертвецы» и «те, кто в могилах» – иносказательное указание на неверующих, «кяфиры» с умершими сердцами, которые равнодушны увещеваниям. Их дома – это их тела, с погибшими сердцами. Их тела, как их могилы. Такая трактовка возможна даже не глядя на истинное значение слова. Под неслышанием неверных подразумевается непринятие истины с их стороны (в доказательство – тот факт, что оба аята были ниспосланы про призыв многобожников к вере и их неприятие этого призыва.)

Аиша (радыйаллаху анха) позднее отказалась от своего мнения. Как доказательство, слова приведенные в книге Имама Касталани Альмавахибуль Ледунния:

Удивительно, хадис, похожий на хадис от Абу Тальхи (радыйаллаху анху), имеется в сборнике Ибн Исхака «Аль Магази» в «пересказе» Юнуса бин Букейра от Аиши (радыйаллаху анха) с хорошим иснадом*. В этом хадисе есть выражение «Вы слышите то, что я говорю, не лучше них». Этот хадис передал Имам Ахмад с хорошим иснадом.

Возможно, что Аиша (радыйаллаху анха) по причине того, что данный случай пересказывался многими сподвижниками именно в таком виде, отказалась от первоначального мнения и привела свой пересказ в соответствие с большинством. Вся суть противоречия сводится к тому, что она не присутствовала у Бадра.

Еще один риваят, подтверждающий перемену мнения, есть у Имама Тирмизи:

Аиша (радыйаллаху анха) посетила могилу своего брата Абдурахмана бин Абу Бакра, и обратилась к нему со словами: «Клянусь Аллахом, если бы я была рядом (когда ты умер), то обязательно похоронила бы тебя там, где ты умер. Если бы я застала (твою смерть), то не посещала бы тебя».

Еще один риваят, подтверждающий, что она поменяла свое мнение. Ахмад передает, что Аиша (радыйаллаху анха) сказала:

Когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и Абу Бакр (радыйаллаху анху) были похоронены, я снимала там одежду (и посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и Абу Бакр (радыйаллаху анху) похоронены в доме Айши (радыйаллаху анха). Примечание переводчика ). Потому что один из них мой муж, а другой отец. А когда там похоронили Умара (радыйаллаху анху), я его стеснялась и стала покрывать себя.

Согласно этому риваяту, Аиша (радыйаллаху анха) считала, что умершие не только слышат разговоры, но и понимают в каком виде живой человек.

Ибн Таймия, являющийся большим имамом для тех, кто не принимает слышание мертвых, в книге «Китабуль интисар фи-ль Имам Ахмад» говорит, что неверие Аиши в то, что убитые при Бадре многобожники слышали сказанные им слова, не является виной или грехом Аиши (радыйаллаху анха). Так как она не слышала этот хадис от Пророка. Однако для остальных это будет грехом.

Пророк Мухаммад (салаллаху алейхи ва саллям) дал нам знать, что человек, после того, как его душа покинула тело, не прекращает связь с нашим миром, а наоборот, знают о некоторых делах, которые совершают живые.

Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا وُضِعَ فِي قَبْرِهِ وَتَوَلَّى عَنْهُ أَصْحَابُهُ إِنَّهُ لَيَسْمَعُ قَرْعَ نِعَالِهِمْ

«Поистине, раб, когда его положат в могилу, слышит звук шагов своих друзей, удаляющихся от его изголовья…» .

Ученые согласны по поводу достоверности данного хадиса, который передается через Абу Хурайру.

Те, кто считают, что умершие не слышат, говорят, что выражение «слышит звук шагов» относится к первому времени после того, как положат в могилу и перед началом вопросов в могиле» утверждая, что мертвые слышат в течении короткого времени.

Однако, такое утверждение противоречит ясному смыслу хадиса, к тому же в хадисе не сказано: – «слышат в течении короткого срока». Наоборот, много сведений, что лежа в могилах, мертвые слышат постоянно.

На что они основываются, когда Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) не говорил, что мертвые «слышат в течении короткого срока»?!

«Поистине, покойник мучается от громкого плача живых» .

Бухари (умер в 256/870г) и Муслим (умер в 261/875г) записали хадис, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Покойник мучается от громкого плача своих близких» .

Ибн Таймия: До нас дошло много риваятов от Аиши (радыйаллаху анха) и других сподвижников о том, что мертвые видят. Это происходит по воле Аллаха, и когда Он пожелает, душа соприкасается с телом, так же, как ангел спускается на землю, как вспышка света или внезапное пробуждение спящего человека, дело одного момента. Этот смысл указан во многих риваятах.

Муджахид сказал: Иногда души после погребения еще семь дней содержатся в комнатах в своих могилах.

Малик бин Анас сказал:

«До меня дошли известия, что душа может перемещаться, куда хочет» .

Согласно хадису, переданному от матери правоверных Аиши (радыйаллаху анха), Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Души регулярные войска. Те из них, кто знаком друг с другом (в начале времен) придут к согласию, те кто не знаком будут противоречить (станут противниками на земле)» .

Слышать ли нас мертвые должны, помогать, приходить на помощь в трудных ситуациях? Или мысленные разговоры с ушедшими нужны больше оставшимся, потерявшим дорогих и любимых людей?

Люди приходят на кладбище в дни поминовения, а кто и чаще, разговаривают с ушедшими близкими, рассказывают им, что происходит. Должны слышать ли нас мертвые и как смотрит религия на подобное общение? А может быть, эти разговоры затеваются с целью получить отзыв, а значит, нарушают покой покойников.

Если рассматривать проблему с точки зрения ислама, то нужно вспомнить, что говорил Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, в разделе «Аль-Кубур».

Он говорит, что покойные знают, кто их посетил, слышат, но встать и ответить не могут. Рядом с каждым покойником находится ангел, который помогает им слышать и говорит, когда слышать надо.

В христианской религии считается, что мертвые нас слышат только те, души которых не упокоились, остались между раем и адом, не упокоились.

И священники высказываются категорически против общения, которое пришло из языческих времен. Разговоры с мертвыми опасны и для них, и для живущих. Слишком тонкая грань между двумя мирами, они могут прийти и не вернуться, или утянуть близких с собой. Общение с ушедшими нарушило бы не только повседневный быт живущих, но и заставляло бы надеяться постоянно на то, что расскажут мертвые. Пришлось бы ждать от них какого-либо знака перед важным делом. Но мертвые не являются всезнающими и всеведущими. Такой только един Господь. Кого бы пришлось винить, если совет оказался неправильным?

Абсолютно уверенными в том, слышат ли нас мертвые, являются экстрасенсы. Они уверены, что да, и расспрашивают их о происходящем в прошлом, с их помощью находят преступников, отвечают на вопросы вопрошающих.

В конце XVIIIвека были распространены спиритические сеансы, когда с мертвыми не только пытались общаться, но и старались поднять их из могил.

Наверное хорошо, что опыты не оказались удачными и свелись в большинстве к забаве – вызове духа Наполеона или Кутузова. Потому, что если покойники действительно бы слышали, и пытались отвечать, ничего бы хорошего из этого контакта не вышло бы. Достаточно вспомнить рассказы по зомби или каббалистические легенды – мертвые, контактируя с живыми и помогая им, несут только смерть.

Но не все так однозначно. Некоторые современные люди, являясь атеистами, на вопрос: «Слышат ли мертвые? », отвечают, что не только они живущих слышат, они сами с ними контактируют по новейшим средствам связи, а не только приходя в снах и видениях.

В настоящее время так и не удалось объяснить звонки с того света, когда ушедшие звонили людям, с которыми при жизни поддерживалась тесная связь. Например, сын звонит матери, любящий – оставленной им невесте.

И те, кому был предназначен разговор, в один голос утверждают, что голос такой же, как при жизни, но очень тихий, а конце разговор обрывается, хотя линия остается свободной.

Зафиксированы и случаи, когда живые звонили и разговаривали с близкими и друзьями, те им отвечали, а потом узнавали, что разговора состояться не могло – человек уже умер.

Подобные контакты происходят в первые 3 дня после смерти, и получается, что кто-то разрешает закончить ушедшим недоделанные земные дела: попросить, чтобы не бросили ребенка, указать, где лежат какие-то важные бумаги, сказать последние слова, если не успели попрощаться.

Слышат ли нас мертвые или нет, все равно будем делиться с ними насущными проблемами. Ведь они живы для любящих людей, пока их помнят. Именно об этом писал Морис Матерлинк с «Синей птице».


Чем становишься старше, тем больше приходится переживать потерь. Умирают, самые родные, те, к которым привык, те, которых ближе нет и не будет: папа, мама, родня, друзья, соседи - все те, кого знал и любил. И никто и ничего с этим не поделает, и время вспять не повернешь, и не привыкнешь. Говорят, время лечит, но не всегда и не всех. Придет и наш черед, когда священник пропоет над гробом "смертью смерть поправ". И сейчас, в этом сумасшедшем на скорости веке, пожалуй, только раз в году можно увидеть всех своих родственников - это в день Радоницы. Встретится, помянуть умерших, поговорить с живыми, порадоваться, что они есть…и дай Бог еще долго будут…
Мне всегда было многое интересно, и я постоянно спрашивал маму, мам, а почему именно в День Радуницы на кладбище столько народа? Что она воспитанная в «лучших советских традициях» махрового неверия в Бога могла мне ответить? Вот и говорила украдкой, то, что ей рассказали ее родители, а им их родители, и так из поколения в поколение. Может это правда, а может легенда, но я ее запомнил на всю жизнь. Оказывается, именно в день Радоницы с рассвета и до захода солнца умершие нас ждут возле своих могилок, и даже встречают нас сразу же у кладбищенских ворот! Им не нужно ничего рассказывать, они все о нас знают и все видят, постоянно, потому что там, где они, нет часов, чисел и будильников, есть только их Царство, Царство умерших. Они с небес подсказывают и помогают нам живым, как нам жить, как нам поступать, наверное, мы это называем внутренний голос. И как бы там ни было, а в День Радоницы, мы должны придти к ним, потому что они этого дня ждут как никакого другого в году, ждут прямо у ворот.
Два года тому назад я договорился со знакомыми проехать на полузаброшенную пилораму в районе остановки Маяк (по Слуцкой трассе). А там неподалеку от пилорамы в нескольких метрах находится деревенское кладбище, на котором похоронен мой дядя. Похороны проходили зимой, могилка была где то на самой кладбищенской окраине. Много людей, много венков, затем несколько лет поездок, поисков, возвращений. Все это время я помнил, на этом кладбище покоится мой дядя. Начал искать, но могилка, несколько лет тому назад бывшая крайней, «обросла» со всех сторон соседними могилками. Искал долго, словно меня водила или уводила от могилки, чья- то неведомая, мне живому, сила. Из автомобиля меня уже поторапливали, мол, поехали домой. Ну как же так, как все-таки стыдно, племянничек, могилу своего дядьки не найти. Я уже собрался уходить, пообещав себе, что в следующий раз приеду пораньше, нарву букетик цветов и обязательно разыщу. Как мне на встречу появилась деревенская женщина. От какого- то отчаянья что ли, я ей незнакомой, и рассказал как некрасиво с моей стороны за столько лет и ни разу не появится!? Не найти могилку, женщина как то необычно посмотрела мне в глаза и сказала, а ты не вини себя, мало ли что в жизни бывает, главное ищешь, стыдишься. Ты просто позови своего дядю по имени, увидишь, он откликнется. Женщина как появилась так же внезапно и исчезла среди крестов, памятников и могил, и мое остолбенение от услышанного сменилось на любопытство, ну а вдруг!? Я начал, выходя из кладбища тихо звать, дядя Адам, прости ты меня непутевого, прости, и подскажи мне, где ты. Можете не верить, клясться не привык, но где то на третий или четвертый раз (я же это место прошел до этого по нескольку раз и вдоль и в поперек) что-то заставило меня обернуться, прямо мне в глаза бросилась Потейчук Адам…
Я эту историю рассказывал многим, сегодня вечером мне позвонила двоюродная сестра (дочь дяди Адама) и говорит, Вова, вот вспомнила, как ты мне посоветовал по совету деревенской женщины разыскать могилку. Кладбище из года в год разрастается, и как ни пыталась найти а так и не нашла могилки моих стареньких соседей. А потом по данному тебе совету позвала по имени, обернулась и увидела надпись на памятнике. Попросила прощения и помянула, навела порядок к Радонице, у них уже никого и не осталось.
К чему я это всё, к тому, что многие из нас в день Радоницы будут искать могилки тех, кого когда то знали. Попробуйте поступить как мне посоветовала та женщина на том кладбище…
Владимир РЕПИК